Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке
Клуб женщин младшего пенсионного возраста плюс...
woman55plus.ru

Какой Вы собеседник?

Как же иногда бывает тяжело разговаривать, выстраивать психологию отношений с тем или иным человеком! И хорошо еще, если разговора можно избежать. А если – нет? А если это ваш начальник или, не дай бог, близкий родственник?

Иной раз просто непонятно, почему тот или иной собеседник так раздражает. Вернее, даже не он лично, и тем более, не то, что он говорит, а что-то еще, неуловимое, то, что можно назвать «манерой общения».

По мнению психолога, психотерапевта, автора многих научных книг А. Добровича, все мы, если нас рассматривать как собеседников, делимся, условно на две системы координат: «Доминантный – недоминантный собеседник» и «Мобильный – ригидный собеседник». Таким образом, каждый из нас имеет две характеристики манеры общения, по двум координатам. Например, если вы доминантный и мобильный, то вам будет чрезвычайно трудно общаться с ригидным и недоминантным человеком.

Доминантного собеседника вы ни с кем не спутаете, и наверняка, таковые часто попадались вам в жизни. Уже через две минуты общения у вас возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас «давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантные человек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседника действительно такова: жесткая, напористая. Если он испытывает потребность обратиться к вам, то соображения «удобно-неудобно», «можно-нельзя», «поймут- не поймут» его заботят мало. Если же вдруг у вас возникло желание задать ему какой-нибудь вопрос, то вовсе не факт, что он сочтет нужным ответить. В процессе разговора вы будете неоднократно перебиты, шокированы повышенным, чересчур эмоциональным тоном, перебить который вам вряд ли удастся. Еще однин прием – он неожиданно замолкает, «держит паузу», вынуждая вас снова и снова повторять свои доводы и теряться в догадках, понимает ли вас собеседник или что-то не так с вашей аргументацией. Доминантный собеседник не объясняет, он – втолковывает, «вбивает» вам в голову, если выслушивает, то обязательно задает уточняющие вопросы, либо прерывает в самом начале, показывая, что уже все понял и «не надо так много слов».

Как строить общение с доминантным собеседником с наименьшими потерями?  Прежде всего – ему не надо мешать проявлять свою доминантность. Так же постарайтесь не высмеивать или пресекать используемые им «силовые» приемы. Спокойно держитесь своей, независимой точки зрения, не поддаваясь на «провокации» давлением.

Недоминантный собеседник, как вы догадываетесь, полная противоположность вышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникает потребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым или неуместным. Уж лучше тогда вообще промолчать и обращаться к окружающим как можно реже. Если же вы обратитесь к недоминантному человеку, то он сочтет своим долгом ответить вам незамедлительно, чтобы не обидеть вас или не разозлить своей замедленной реакцией. Такая деликатность обычно импонирует таким же недоминантным собеседникам. Но если вы – доминант, то подобная манера общения будет вызывать у вас глухое раздражение. Вас будет нервировать чужая уступчивость, тихий голос, смущение, терпеливое отношение к тому, что вы его перебиваете. Лишь в случае мирного разговора (и лучше не с доминантом) недоминантный собеседник смелеет, даже решается перебивать и отстаивать свою точку зрения.

Чтобы общение с недоминантом было наиболее продуктивным, его надо постоянно поощрять, подбадривать, причем, лучше не словами, а взглядом, междометиями. В противном случае вы рискуете недооценить важность того, что до вас хотят донести.

Выводы о том, кто перед вами, доминант или недоминант можно делать только после неоднократных наблюдений, так как большинство людей успешно курсируют от одного полюса к другому, в зависимости от настроения и предмета разговора.

Мобильный собеседник легко включается в беседу, прерывая любые, даже самые важные дела. И также легко из нее выходит, переключает внимание на что-то более интересное в самый неподходящий, по вашему мнению, момент. Просто вы замечаете, что глаза только что страстно заинтересованного в вас и в ваших словах собеседника становятся «пустыми», а взгляд ускользает. Речь мобильного собеседника быстра, порой из-за этого даже не понятна, выражение лица меняется с калейдоскопической скоростью (причем не всегда в соответствии с произносимыми словами). Речь других кажется такому человеку непозволительно медленной, он торопит вас взглядом, перебивает, давая понять, что уже давно все понял.

Когда ваш собеседник кажется вам чересчур мобильным, то лучше действовать следующим образом: вначале попытайтесь подстроиться под его темп, пусть даже в ущерб содержательности. Далее, подстроившись, постепенно замедляйте скорость собственных реплик. В принципе, если повезет, то мобильный собеседник должен «повестись» на заданный вами более медленный темп. Правда, если он при этом еще и доминант, то перестроить его на другую, более приемлемую для вас манеру общения будет практически невозможно.

Другое дело – ригидный собеседник. Чтобы включиться в беседу с вами ему требуется необходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он даже решительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидного собеседника – основательность. И если он к моменту начала вашего разговора о чем-то думал, то ему надо некоторое время, чтобы додумать мысль и поставить в определенном месте точку. Зато слушать он вас будет очень внимательно, говорить не спеша, подробно излагая свою мысль и то, как он к ней пришел.

По вполне понятным причинам, общение с ригидным человеком изматывает, особенно, если вы сами – мобильный собеседник. Поставьте перед собой ступеньку личностного роста под названием «долготерпение» и тренируйтесь себе во благо во время беседы. Тем более, что раздражаясь, обижаясь или торопя своего визави, вы вряд ли достигните понимания.
Как говориться, собеседников мы не выбираем.

Мы можем даже удачно определить, к какому типу относится тот, с кем мы разговариваем, но избежать беседы не всегда возможно, тем более, что разговоры бывают и деловыми и важными. Поэтому остается единственный выход – подстраиваться. И еще не принимать манеру общения человека на свой счет. Как говориться «ничего личного» и доминантный собеседник, перебивая и повышая голос вовсе не хочет вас обидеть, а ригидный, повторяя десятый раз одно и то же, внимательно глядя при этом вам в глаза, не имеет ничего против вас лично.

Автор: Елена Егорова, психолог.

 

woman55plus.ru © 2007—2024

В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах