На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

Большая Дмитровка. Путешествия по Москве. Исторические улицы.

 

Большая Дмитровка одна из древнейших улиц Москвы. Известная с XIV века, как большая торговая дорога в город Дмитров - ближайший к реке Волге московский порт на ее притоке, реке Яхроме.

В XIV веке по обеим сторонам дороги в Дмитров сформировалась слобода, где жили торговцы и ремесленники. Поскольку почти все они были выходцами из Дмитрова, то и слобода стала называться Дмитровской слободой.

В XIV веке по обеим сторонам дороги в Дмитров сформировалась слобода, где жили торговцы и ремесленники (седельники, калашники, тележники и другие). Поскольку почти все они были выходцами из Дмитрова, то и слобода стала называться Дмитровской слободой. В XVI—XVII веках простых жителей слободы переселили по той же дороге, но подальше от Кремля, освобождая место для московской знати. Чтобы различать старую («большую») и новую слободы, новую слободу стали называть Малой Дмитровской слободой. По мере развития города слобода отодвинулась еще дальше по дороге: так к концу XVII века сложилась Новая слобода.

Уже в середине XVIII века эти слободы стали улицами и назывались, как и сегодня Большой Дмитровкой, Малой Дмитровкой и Новослободской улицей.

Располагались придворные чины широко и привольно: дворы охватывали целые кварталы, жилые дома окружались хозяйственными постройками, садами и огородами. Сама же улица-дорога до конца XVI века выходила к Земляному валу, шедшему по линии современных бульваров. В валу были проделаны Дмитровские ворота, через которые улица напрямую проходила дальше. Однако, когда на месте вала стали строить кирпичные стены Белого города, Дмитровских ворот в них не сделали. Очевидно, из соображений безопасности: ведь ворота всегда были самым слабым местом крепости, неподалеку же были Тверские ворота. Так выход с Большой Дмитровки преградила стена, и естественное направление дороги нарушилось.

В XVII веке на месте дома по Большой Дмитровке, известного как дом Благородного собрания (дом №1), была усадьба боярина Ф.В. Волынского, у наследников которого она оставалась до конца XVIII века.

Генерал-губернатору Москвы, князю В.М. Догорукову-Крымскому, который женился на дочери боярина Волынского, стал принадлежать упомянутый выше дом №1. К его двору в 1782 году князь присоединил 350 квадратных сажен дворов сгоревшего притча Георгиевского монастыря, стоявшего рядом. В том же году архитектор М.Ф. Казаков построил для владельца, ставший знаменитым и существующий поныне как Колонный зал Дома Союзов.

Некогда дом Долгорукова-Крымского, затем российское Благородное собрание, перестроенное в 1784 году Казаковым с его изумительным по красоте и величию большим многоколонным залом - местом балов старой дворянской Москвы. Когда прошла эпоха дворянских балов, зал Благородного собрания стал местом постоянных концертов, и почти все мировые знаменитости появлялись на эстраде этого зала.

Дом союзов - одна из исторических достопримечательностей столицы, здание классической архитектуры, построенное ещё в XVIII веке, оно великолепно выглядит и сегодня. Талант зодчего, мастерство строителей и трепетная забота об этом чуде архитектуры позволяют и ныне считать эту старинную усадьбу жемчужиной исторической Москвы, органично вписывающуюся в облик современного города. Недаром здание Дома союзов охраняется государством как памятник архитектуры XVIII века.

Великолепные интерьеры, атмосфера настоящей старины, удобное расположение в центре города привлекают к себе всё новых почитателей истинной красоты. Залы Дома союзов помнят величайших мастеров мировой сцены, видных деятелей политики, науки и культуры.

В Колонном Зале не раз проводились балы, конференции, съезды партий и т.д. Великолепный зал классической архитектуры, по качеству акустики занимает одно из ведущих мест в мире.
Вместимость зала - 1265 мест с учетом амфитеатра и балкона. Многопрофильный зал для проведения мероприятий самого высокого государственного и международного уровня оборудован системой звукоусиления, видеопроекционной техникой и системой синхронного перевода речи на 12 каналов. Анфилада фойе Колонного зала может быть использована для организации выставок, показов мод и экспозиций небольшого формата.

В доме № 2 по Большой Дмитровке  располагался двор князей Черкасских – богатый и знатный боярский род XVI-XVII веков. В 1821 году дом № 2 был перестроен. В 1869 году здесь собирался Артистический кружок, членами которого были не только знаменитые артисты, но и А.Н.Островский, А. Ф. Писемский, П. И. Чайковский.

Другие дворы на улице принадлежали князьям Козловским, Вяземским, боярам Салтыковым, Бутурлиным, Стрешневым, Шереметьевым и другим знатным фамилиям. В XVIII веке они заняли улицу почти на всем протяжении, вытеснив из нее дворы представителей других сословий, кроме причтов церквей.

Особенно обширная усадьба, тянувшаяся до Тверской, была в XVIII веке у графов Салтыковых, дед, отец и сын которых при разных правителях были генерал-губернаторами Москвы: при Анне Иоанновне, Екатерине II и Павле I. Дом их (№17), ныне перестроенный в театр Станиславского и Немировича-Данченко, выходил на Большую Дмитровку. За домом к западу тянулся огромный сад, занимавший почти целый квартал, между современными Глинищевским и Козицким переулками.

Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – один из ведущих музыкальных театров России. Его девяностолетняя история – вереница блестящих оперных и балетных постановок, многие из которых – золотой фонд русского театрального искусства. Имена оперных и балетных солистов театра прошлых лет и тех, кто выходит на его сцену сегодня – широко известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко объединил оперные театры двух легендарных реформаторов сценического искусства Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Великих режиссеров не устраивала опера, представляемая, как "концерт в костюмах". Они стремились, чтобы оперные спектакли были столь же живыми и содержательными, как спектакли драматические. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер. О творческих устремлениях труппы говорит тот факт, что свое первое название труппа получила в честь Художественного театра и называлась "Московский Художественный балет".

Во все времена Музыкальный театр оставался более демократичным, чем бывшие императорские сцены, - живым, жизнерадостным, открытым всему новому, - и потому всегда пользовался любовью московской интеллигенции, студентов, настоящей театральной публики.

На юго-западном углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка в XV-XVIII веках стояла церковь(дом №13) с парадоксальным названием «Воскресения в Скоморошках»: как известно, православная церковь не уважала скоморохов, но название свидетельствует, что когда-то в этих местах обитали скоморохи. В 1812 году церковь сгорела, а в 1815 году была разобрана, и на ее месте священник Беляев построил жилой дом, дошедший с переделками до нашего времени.

В пожар 1812 года практически выгорела вся улица, но, будучи в значительной мере каменной, быстро восстановилась. Правда почти все дворы на улице перешли в другие, но тоже большей частью дворянские руки.

Владения № 9 и 11 по Большой Дмитровке некогда составляли большую усадьбу с главным домом в глубине участка и флигелями, выходившими на улицу. В 1805-1839 годах владения принадлежали генералу Н. Н. Муравьеву, который в 1814 году открыл у себя военное учебное заведение  – Училище колонновожатых, просуществовавшее до 1823 года. В этом же доме некоторое время пребывали Английский клуб и Театральная дирекция. А 1868 году – Катковский лицей.

Одно время Дмитровка носила прозвище Клубной улицы – на ней помещались три клуба: Английский клуб, там же Дворянский, потом переехавший в дом Благородного собрания, а в дом Муравьева переехал Приказчичий клуб, и появился Купеческий в бывшем доме Салтыковых.

Далее следует ряд перестроенных усадебных домов XVIII века. Даже на вид современное здание прокуратуры РФ (дом № 15-а) на самом деле дом 1824 года, принадлежавший генерал - губернатору князю Д. В. Голицыну.

В конце улицы к 1827 году было выстроено большое здание Университетской типографии (дом № 34/10, архитектор А. Г. Григорьев).  Весь первый этаж дома представляет собой единое зальное помещение, по центру которого проходит ряд из семи колонн, поддерживающих систему однотипных сводов. Здесь располагалась канцелярия, шла продажа книг, собственно типография размещалась на втором этаже.

Надо отметить, что с середины XIX века большинство домов на Большой Дмитровке стали принадлежать купцам. С фронтонов дворцов исчезли дворянские гербы, а на стенах появились вывески новых домовладельцев: Солодовниковы, Голофтеевы, Цыплаковы, Хлудовы, Шелапутины, Ляпины..Так и в клубах барский тон сменился купеческим, и изысканный французский стол перешел на старинные русские кушанья.

Про братьев-холостяков Ляпиных непременно стоит упомянуть. В доме, который в 1880-х годах принадлежал им (№24-26), они давали приют беднейшему студенчеству. Для этого они переделали большое каменное строение на территории своих владений в жилой дом. И открыли бесплатное общежитие для студентов университета и учеников Училища живописи и ваяния.

С 1860-х годов улица стала застраиваться доходными и торговыми домами. Кроме того, здесь продолжали строить особняки. Например, в 1885 году для виноторговца О. П. Леве (дом № 24, архитектор П. П. Зыков). Появились дешевые гостиницы (дом № 10), театр Н. Н. Солодовникова, ныне занимаемый Московским театром оперетты (дом № 6, архитектор К. В. Терской).

Несмотря на то, что большинство домов перешло в руки купцов, Большая Дмитровка в общем не приняла торгового характера, таковой она оставалась до 1917 года.

В начале 1920-х годов улицу ненадолго переименовали в улицу Эжена Потье в честь участника Парижской коммуны и автора «Интернационала».

В 1937 году улицу переименовали в Пушкинскую улицу в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина, при том, что у улицы с поэтом общее только то, что в одном из ее домов в 1830 году он проиграл крупную сумму денег карточному шулеру В. С. Огонь-Догановскому. Этот проигрыш Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, и последнюю часть выплатили его наследники уже после гибели поэта на дуэли. В 1994 году улице было возвращено ее историческое название.

И вот, к радости москвичей, ценителей старины, на Большой Дмитровке появилась пешеходная зона. Работы по обустройству пешеходной зоны на улице Большая Дмитровка завершились в сентябре 2013 года. Протяжённость пешеходной зоны составляет 990 м. На участке от улицы Охотный Ряд до Тверского проезда парковки не предусмотрены, на отрезке от Тверского проезда до Страстного бульвара обустроены парковочные карманы на 40 машино-мест.

В ходе благоустройства Большой Дмитровки были приведены в порядок фасады 37 зданий, демонтированы рекламные и негабаритные информационные конструкции (вывески) на фасадах. После установки нового уличного освещения демонтированы фонари, располагавшиеся ранее на проводах-перетяжках. Установлено 34 фонаря, 120 гранитных скамей и уличных диванов, 71 урна и 180 цветочниц.

Согласно материалам пресс-службы мэра и правительства Москвы, ширина тротуаров на обновленной Большой Дмитровке составляет от 4,4 метра до 14,6 метра, тогда как до проведения благоустройства этот показатель не превышал 1,5 метра.

«По сути дела, на 90% это стала пешеходная улица», — отметил мэр Москвы, в ходе посещения Большой Дмитровки.

Большая Дмитровка, как и другие центральные исторические улицы Москвы (хотя бы в пределах Бульварного кольца (зам.ред.), должна служить для прогулок и отдыха горожан, гостей и туристов, посещающих нашу столицу. 

Источники: http://www.yourmoscow.ru/city/street/dmitrovka_bhttp://www.moscow-index.ru/moscowstreet-22470.htmlhttp://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=26875http://www.kino-teatr.ru/teatr/323/, http://mosday.ru/guide/id.php?2785, http://www.apartment.ru/Article/4879018.html.

 

 

Назад