На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

Государственный музей-заповедник "Царицыно". Городское путешествие

 

Музей-заповедник «Царицыно» - одно из самых красивых заповедных мест Москвы. 
Помимо выдающегося памятника русской архитектуры - дворцового ансамбля В.И. Баженова и М.Ф. Казакова - в «Царицыно» расположен английский пейзажный парк с парковыми павильонами и вековыми деревьями, музеефицированные фрагменты несохранившихся построек дворцового ансамбля, а также курганы древних вятичей. Все это составляет богатейшую историю и культуру нашей страны.            

Царицыно - одна из самых необыкновенных усадеб в Москве, да, можно сказать, во всей России. Удивляют и привлекают странная судьба ее, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с ее строительством, сам облик огромной усадьбы Царицыно, романтический и несколько таинственный, похожий на музей безудержных затей ХVIII века, богатого на выдумки, фантазии и капризы, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание.

И, наконец, сказочное, как по мановению волшебной палочки, возрождение. Еще совсем недавно на стенах Большого дворца тренировались альпинисты, а сегодня это самое популярное место во всей Москве: "Вы видели "поющие фонтаны" в Царицыно? Нет? Неужели вы до сих пор не побывали в парке Царицыно?" Людской поток не иссякает ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером.

Перед вами постепенно разворачивается живописный архитектурный ансамбль, построенный архитектором Василием Баженовым для императрицы Екатерины Великой и не принятый ею. Подмосковная царская резиденция задумывалась как ансамбль, состоящий из множества маленьких дворцов, оформленных в одном стиле, но каждый в своем роде. Первая остановка - у Фигурного моста, первой постройки парка Царицыно. Но мост ли это или крепостные ворота? Зачем в загородной царской резиденции массивные крепостные башни с окнами-бойницами? От кого хотел защитить В. Баженов свою императрицу?

Двигаемся дальше, по прямой, как стрела Березовой перспективе - вот Малый Екатерининский дворец. Главная цель постройки дворца - гимн Екатерине II . Каждый завиток, украшающий фасад, славит Великую императрицу. Вот Средний дворец, называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначенный для балов и официальных приемов. Вот корпуса для многочисленной свиты императрицы - Кавалерские корпуса. Свите в парке Царицыно было отведено даже больше места, чем самой Екатерине. И, наконец, Большой дворец - главная драма и загадка парка Царицыно. В глаза сразу бросается отличие архитектуры дворца от архитектуры всех остальных построек. Чей же дворец мы видим? Василия Баженова? Увы, нет. Дворец, построенный В. Баженовым, не понравился императрице, и она приказала разобраь его до основания. Работы по возведению нового дворца были поручены архитектору М. Казакову. Десять лет трудился мастер, но Екатерина II так и не оценила его работу - она умерла в 1796 году, не дождавшись окончания строительства.

 А начиналось все с усадьбы в селе Черная грязь бояр Стрешневых, родственников по линии жены царя Михаила Федоровича. Согласно исследованиям историка XIX века  Г. В. Есипова, опиравшегося на архивные источники, в 1647 году в селе Чёрная грязь уже существовала господская усадьба и хозяйственные постройки (конюшни). Усадьба Стрешневых была типичной для XVII столетия. Окруженная забором, она была поделёна на «переднюю» и «заднюю». В "передней" располагались традиционные хоромы из сдвоенных изб с жилыми подклетами. Хоромы завершались «чердаками», в которых обычно устраивались светлицы. Позднее, на боярском, дворе появились также скотный двор, две поварни, сушило, два погреба, конюшня, мыльня. Рядом сад с яблонями и сливами.

После смерти основателя усадьба оставалась в семье его сына Семена Лукьяновича Стрешнева, но наследников у него не было, поэтому в 1673 году после смерти жены подмосковная вотчина Черная Грязь вернулась в государевы владения - ведомство Большого дворца.

В 1682 году по именному указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича Черногрязские земли были пожалованы в вотчину И. Ф. Стрешневу - двоюродному брату С. Л. Стрешнева. Иван Фёдорович Стрешнев владел вотчиной недолго: через год он передал её своему внуку князю Алексею Васильевичу Голицыну, а фактически - отцу последнего Василию Васильевичу Голицыну, фавориту царевны Софьи. При Голицыных имение преображается. По отписным книгам 1686 года известно, что село Богородское (так стало называться сельцо Чёрная Грязь после постройки в 1683 году церкви во имя иконы Богородицы Живоносный Источник; впоследствии название села не прижилось).

Масштаб голицынских свершений в Богородском был грандиозным. Сколько времени велись строительные работы неизвестно, но когда в 1689 году имущество фаворита царевны было конфисковано, строительство было завершено. Вотчинный двор Голицыных располагался на месте, облюбованном ещё первым владельцем Л. С. Стрешневым: примерно там же, где сейчас находится дворцовый комплекс Баженова-Казакова.

В 1712 году по именному указу Петра I подмосковное село Чёрная Грязь была пожалована в вотчину бывшему молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В качестве компенсации за утраченный молдавский престол Пётр пожаловал ему землями в России, в том числе село Чёрная Грязь с деревнями и угодьями.

При Кантемирах Чёрная грязь располагалась на месте бывшей усадьбы князей Голицыных. Краткое описание деревянного усадебного дома Дмитрия Константиновича, построенного «на Китайский манер», оставил в своём дневнике Ф. Х. Берхгольц, посетивший село Чёрная Грязь в 1722 году. Существует предположение, что это были подновленные хоромы Голицыных. 

При Д. К. Кантемире в 1722 году вместо голицынской деревянной церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник «на старом церковном месте» была построена каменная церковь с таким же названием. После смерти Д. К. Кантемира (1723) владения перешли к одному из его сыновей - Константину.

После смерти в 1747 г. Константина все движимое и недвижимое имущество князя перешло его братьям Матвею и Сергею. В 1757 г. они «полюбовно» поделили свои владения. Чёрная Грязь перешла к старшему брату Матвею за исключением небольшой её части, ставшей собственностью Сергея Кантемира.

При Матвее Кантемире в имении появилась оранжерея, где выращивались лимоны, померанцы, персики, груши, фиги, виноград и др. Была заново отстроена церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник (1759 - 1765 гг.). Новая церковь стала каменной с приделом святого Димитрия. В её объёмных формах и архитектурных деталях запечатлелся стиль барокко. Сооружённая по типу «восьмерик на четверике», с новой каменной трапезной и двухъярусной колокольней, впоследствии она станет составной частью ансамбля Баженова. В 1880 - е годы будет расширена трапезная и надстроен ярус колокольни.

После смерти М. Д. Кантемира (1771 г.), единоличным владельцем становится Сергей Дмитриевич Кантемир.

Новая жизнь усадьбы началась в 1775 г.. Этот год императрица Екатерина II посвятила Москве: она посетила в храмовые праздники большинство славящихся среди москвичей церквей, сходила пешком на богомолье в Троице-Сергиевую лавру, посетила подмосковных помещиков, графа Шереметева в Кускове, графа Румянцева, затем Нарышкина. С наступлением тепла она переселилась в старинное царское село Коломенское и отсюда совершала прогулки по окрестностям. 4 мая во время первой же поездки на Цареборисовский пруд императрица обнаружила поразившую ее красотой расположения, усадьбу Чёрная Грязь. Холмистая, изрезанная оврагами и ручьями местность, тенистые рощи и обширные луговины, зеркальная гладь покойно раскинувшихся прудов изумили и восхитили ее.

Вот как описывает сама государыня в своём письме к Ф. М. Гримму этот прелестный уголок: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, где вы поместите фазаньи клетки, прудок, оканчивающийся плотиной, осенённый высокими ивами, и между ними открывается ещё более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нем маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тинистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыно».

Решение о приобретении земель в собственность было принято достаточно быстро. Уже через три недели, 25 мая 1775 года, имение Чёрная Грязь с деревнями Орехово и Шандорово было куплено у отставного бригадира князя С. Д. Кантемира за 25 000 рублей. А 2 июня за 5 000 рублей у наследника его сестры - гвардии капитана князя Ив. Ал. Трубецкого – приобретена и «достальная» часть имения, село Булатниково. Позднее к купленному имению были примежеваны земли в левобережье Черногрязского пруда, относившиеся к селу Покровскому. Так сформировалась территория новой императорской подмосковной резиденции. Имение Чёрная Грязь переименовано в Царицыно Село по указу, данному сенату 14 августа 1775 года. 20 ноября 1775 года ею был дан указ Кабинету Ея Императорского Величества об отпуске 30 000 рублей на производство строений в селе Царицыне «по планам и под смотрением архитектора Баженова».

Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден. Прекрасное представление о задуманном архитектором образе ансамбля дает Панорама села Царицына («Генеральный фасад», 1776 г.) - шедевр графического мастерства Василия Баженова.

В сентябре 1785 года глава Экспедиции Кремлёвского строения М. М. Измайлов известил архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова о повелении императрицы «сделать планы о переправке» строений в Царицыне. Первым свой проект возил в Санкт-Петербург в декабре 1785 года Баженов. В январе следующего года Измайлов лично привёз на суд императрицы чертежи М. Ф. Казакова, и предпочтение было отдано этому проекту. 
29 января Баженов был уволен от должности на один год, а 6 февраля появился указ императрицы «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом по вновь сочиненному архитектором Казаковым плану». Случай редчайший в истории архитектуры: «до основания» уничтожалось отстроенное и уже покрытое кровлей дворцовое здание.

В литературе можно встретить мнение, что В. И. Баженов создавал свой «необыкновенный» ансамбль без ведома императрицы, чем и вызвал ее недовольство. Но архивные документы доказывают, что каждая деталь докладывалась Екатерине и утверждалась только по ее высочайшему повелению, так же регулярно посылались ей чертежи и планы. Поэтому предположение, что, например, гнев Екатерины вызвали равновеликие дворцы ее и наследника лишено оснований. Вот что писала сама Екатерина барону Гримму после посещения Царицына: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими». «Дворец внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», - писала она тогда же наследнику Павлу. Е. Н. Шемшурина по этому поводу пишет следующее: «… миновала пора «либеральных мечтаний»… Изменились и требования, предъявляемые к загородной резиденции - Царицыну. Теперь нужны были не интимность и живописность, так пленявшие прежде, теперь духу времени больше соответствовали пышность и представительность.

Увидев вместо парадного дворца небольшие изящные павильоны, разбросанные среди зелени парка, Екатерина осталась недовольна» [Шемшурина Е. Н. Царицыно. М. 1957, с. 12]. Действительно, за десять лет до роковых для Царицына событий Екатерина была очарована деревянными павильонами Ходынки и самим празднованием, проникнутыми национальной идеей, духом древней Москвы. Судя по чертежам разобранных дворцов, они были построены как палаты: без парадного подъезда, с узкими отдельными входами, ведущими не в просторный вестибюль, а в довольно скромные по размерам помещения… В литературе называют и еще одну причину гнева императрицы - финансовую. Строительство обошлось более чем в 500 000 рублей и длилось уже 10 лет. Новые проекты Екатерины II требовали и новых средств. Так, в начале 1785 года было принято решение строить Пеллу.

Вероятно, лишь вмешательство Потемкина позволило продолжить строительство. «…Осмеливаюсь испрашивать на произведение строительства всех остающихся за расходами сумм доходов», - пишет Потемкин императрице [Панухин Н. Архитектор и артиллерии капитан // Советский музей, 1987, с. 52-54]. И в другом письме: «…Остатки довольны еще будут на создание Царицына». В качестве причины отказа императрицы от услуг В. И. Баженова можно назвать ее недовольство его финансовой деятельностью. Вольно или невольно, архитектор постоянно выходил за пределы отпускавшихся ему на строительство сумм и, не расплатившись со старыми долгами, делал новые. Вина в этом В. И. Баженова, если учитывать сложные условия строительства, была невелика, но это не умалило гнева царицы.

И, наконец, последняя, устойчиво бытующая в литературе и привлекающая к себе внимание версия недовольства императрицы В. И. Баженовым - это его связь с московскими масонами и их влияние на Павла. При этом вспоминается известная история с поездкой В. И. Баженова в Петербург с масонскими книгами и бумагами от кружка Н. И. Новикова наследнику престола. Но как раз здесь возникает масса вопросов, Известно, что в 1785 году начались преследования Н. И. Новикова и московских масонов. При этом имя Баженова в материалах не упоминается. Когда В. И. Баженов отстраняется от дела в Царицыне, то в начале 1786 года выходит повеление «Об увольнении на год архитектора коллежского советника Баженова для поправления ево здоровья и для исправления домашних дел от должностей на него возложенных» (с сохранением жалованья). Никаких арестов и репрессий! Только в 1792 году, когда начинается новое следствие по делу Н. И. Новикова, на допросе всплывает имя Василия Баженова и вся история с поездкой…

Архитектурный ансамбль В. И. Баженова многозначен. Сложные планы сооружений, их неопределенное предназначение, богатое декоративное убранство побуждает исследователей к поиску скрытого смысла. Хотя сама посылка к скрытому в ансамбле тайному смыслу достаточно проблематична… Тем не менее, поиски скрытого смысла царицынской архитектуры постоянно ведутся с начала XX века, причем наиболее любимой темой поиска становится «масонский след». Но создание баженовского гения не дает прямого и быстрого ответа на вопрос, существует ли в баженовской архитектуре масонская символика. Все попытки найти в декоре Царицына собственно масонскую символику не увенчались успехом. Можно увидеть похожие на различные циркули, звезды или лестницы элементы декора на фасадах зданий, но они не имеют четкой выраженности и толковать их можно по-разному…

В 1794 году главный корпус дворца был вчерне завершён. Начались приготовления к созданию парадного двора, для чего по повелению императрицы в 1794 - 1795 гг. разобрали находившиеся перед главным фасадом Большой Кавалерский и Камер-юнгфарский корпуса. В 1796 году началась внутренняя отделка дворца. В семнадцати комнатах первого и второго этажей делались «плотничною работою под полы накаты и наборным потолки». На этом этапе отделочные работы и прервались. В ноябре 1796 г. Екатерина II скончалась. Новый император Павел I посетил Царицыно весной 1797 года, а 8 июня высочайшим указом было определено «в селе Царицыне никаких строений не производить». Дворец так и не был отделан и уже через несколько лет воспринимался современниками как «мрачная развалина» или «руина».

В XIX веке дворцовые и парковые здания постепенно ветшали и разрушались. Приходило в упадок и оранжерейное хозяйство. Из всех дворцовых построек Царицына единственной обитаемой на протяжении всего XIX века оставался сдававшийся в аренду под различные заведения (гостиница, трактир) Третий Кавалерский корпус. Изредка появлялись временные обитатели в пустовавшем Валуевском доме, именовавшемся «летним домом для приезда членов Императорской фамилии». В 1849 году император Николай I одобрил предложение об устройстве в Царицыне «образцовой» лечебницы для крестьян и богадельни для вдов придворнослужителей. Для этого к 1852 году была отделана часть Кухонного корпуса, однако лечебница в нем существовала лишь до марта 1859 года, а богадельня так и не была открыта. 

В 1858 году была проведена ревизия управления московскими «государевыми» имениями, которая выявила многочисленные недостатки по управлению дворцовыми крестьянами. По результатам ревизии крестьяне Царицынской волости (1858) и архитектурно-парковый ансамбль в Царицыно (1860) был передан из ведомства Московской дворцовой конторы под управление Департамента уделов (с 1893 - Главное управление уделов), главной целью которого было извлечение максимальной прибыли от собственности императорской фамилии. 
Это во многом изменило статус Царицына: его земля должна была приносить казне доход. К началу 1890 - х гг. Царицыно превратилось в одну из наиболее популярных и престижных подмосковных дачных местностей.

После Октябрьской революции 1917 года в Царицыне возник Совет крестьянских и солдатских депутатов, с марта 1918 года размещавшийся в Смотрительском доме. Его председателем в 1918 - 1925 гг. был пролетарский поэт и революционер Ф. С. Шкулёв. На основе дачных местностей Старое Царицыно, Новое Царицыно, Поповка, Воробьёвка и Покровская сторона сложился посёлок Ленино, ставший районным центром. В 1926 г. в нём проживало почти пять тысяч человек, и это был самый большой подмосковный дачный посёлок.

Учитывая большую посещаемость парка (около 30 000 человек в год), было решено создать музей с экспозицией по истории Царицына в Третьем Кавалерском корпусе (в первой половине 1920-х годов в нём размещался летний детский дом).

Перед Великой Отечественной войной была закрыта царицынская церковь: в ней разместилась трансформаторная подстанция. После войны была проведена паспортизация архитектурных памятников Царицына, подтвердившая плачевность их состояния. В 1958 - 1961 гг. под наблюдением архитектора М. В. Дьяконова проводились ремонтно-восстановительные работы по сооружениям Царицынского парка. В 1960 году Царицыно, как и другие территории в пределах Московской кольцевой дороги, вошло в состав Москвы и началась новая эпоха его истории.

С 1960-х годов облик Царицына, ставшего частью Москвы, начинает стремительно меняться. На месте бывших подмосковных деревень и дачных поселков и садов вырастают жилые кварталы столичных микрорайонов «Ленино», «Орехово-Северное» и др. Сельские дороги превращаются в транспортные магистрали. Прежняя сельская тишина царицынских ландшафтов сменяется несмолкаемым шумом мегаполиса.

В 1982 году Министерство культуры СССР создает Государственный музей декоративно - прикладного искусства народов СССР. Первым его директором стал народный художник СССР И. С. Глазунов. Разместить новый всесоюзный музей решили в Царицыне, поэтому И. С. Глазунову предложили продолжить прерванную ранее реставрацию царицынского ансамбля под музейные цели. Уже в годы горбачевской перестройки научный коллектив музея предложил Министру культуры СССР Н. Н. Губенко преобразовать его в музей - заповедник «Царицыно» с концепцией многопрофильного историко - культурного и музейно - выставочного комплекса. Осуществить это удалось в 1993 году после принятия решения Правительства России о создании Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея - заповедника «Царицыно».

В 2004 году Правительство России приняло решение - передать музей под управление Правительства Москвы.  И всего за три года музей - заповедник превратился в крупнейший на юге Москвы историко - культурный, музейно - выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс с общей площадью свыше 700 гектар. Выполненные в 2005 - 2007 гг. работы по реставрации и воссозданию из руин архитектурных памятников, прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, благоустройству природной территории, реабилитации Царицынской прудовой системы завершили более чем двухвековой Царицынский «долгострой», открыли новую страницу в истории выдающегося архитектурного памятника, стали мощным импульсом в творческой деятельности и развитии музея - заповедника «Царицыно». Сегодня, помимо выдающегося памятника русской истории и культуры - архитектурного ансамбля и исторического пейзажного парка в состав государственного музея - заповедника «Царицыно» входят один из старейших и крупнейших в Москве каскад Царицынских и Борисовских прудов (150 га), многочисленные памятники архитектуры и объекты культурного наследия XVIII - XIX вв., уникальные художественные коллекции русского и мирового искусства (более 32 тыс. экспонатов), в том числе крупнейшая в России коллекция произведений декоративного искусства республик бывшего СССР.

Уникальность проекта воссоздания «Царицыно» - прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, проявляется в том, что, сохранив историко - культурную ценность зданий, архитекторам удалось при всей сложности задачи приспособить их под музейные цели - вписать в старый архитектурный проект современную музейную «начинку». Инженерное оборудование дворцов состоит из множества наисовременнейших и сложнейших технических систем, обеспечивающих жизнедеятельность музея и сохранность размещенных в них шедевров искусства. Музей -заповедник «Царицыно» - один из немногих в России музеев, полностью приспособленный под нужны инвалидов -колясочников. Все помещения музея оборудованы пандусами, лифтами и специальными подъемниками. Внутренний дворик Хлебного дома был перекрыт стеклянным куполом, образовавшим уютный зал - атриум, в котором проходят концерты классической музыки.

Перед парадно - входным павильоном в дворцовый комплекс ко Дню города Москвы - 2007 установлен памятник В. И. Баженову и М. Ф. Казакову работы скульптора Л.М. Баранова - как свидетельство почтения потомков творческому величию и архитектурному мастерству двух великих зодчих. К настоящему времени музей -заповедник «Царицыно» - крупнейший музейно - выставочный, историко - культурный, природный, досуговый и туристский комплекс Москвы. В великолепно оснащенных залах музея проводятся выставочные проекты с участием лучших российских музеев и галерей. «Царицыно» предлагает своим посетителям различные образовательные программы, экскурсии, на территории и во дворцах проводятся музыкальные концерты, представления, общегородские празднества. Музей  ХХI  века  -  так коротко можно охарактеризовать музей - заповедник «Царицыно» сегодня.

Использованы материалы: http://www.tsaritsyno-museum.ru, http://parktsaricino.ru, http://moskvapark.naidich.ru/tcaricino, http://www.photo-moskva.ru/Metro_Tsaritsyno_park.htm.

 

Назад