На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

Луксор, Карнакский храм

 [Увеличить]  

Побывав в Египте, обязательно надо побывать в Луксоре, и увидеть, может быть, самое главное в этой стране. В небольшом городе Луксоре, что в 650 км южнее Каира, все еще витает дух величественного прошлого страны. Именно здесь когда-то находилась грандиозная столица древнеегипетского государства – Фивы.

 [Увеличить] По большому современному мосту пересекаем Нил, чтобы отправиться на его левый берег - в Город Мертвых, где, начиная с времен XVIII династии (1500 г. до н.э.) хоронили фараонов Нового Царства, правивших своей огромной процветающей империей из новой столицы - Фивы. Путь к Долине Царей и сегодня охраняют два 20-метровых колосса Мемнона. Эти гигантские сидящие на троне фараоны - все, что осталось от некогда огромного храма Аменофиса III (кстати, из этого же храма родом и знаменитый петербургский сфинкс).

Колоссы Мемнона - это две каменные фигуры сидящего фараона Аменхотепа III. На самом деле, Мемнон - это  [Увеличить] вовсе не египетский фараон, а один из персонажей Гомера, воспевавший свою мать, богиню Аврору. А получили колоссы такое название благодаря интересной истории.

По легенде, в древности, один из колоссов издавал на рассвете протяжный и печальный звук. Сегодня ученые объясняют это явление вибрацией холодных камней под действием первых солнечных лучей. А древние греки утверждали, что это голос погибшего от руки Ахилла сына богини Авроры - Мемноса.

Около 27 г. до н.э. в результате землятресения верхняя часть правой фигуры разрушилась, после чего на восходе солнца фигура стала издавать звук, похожий на человеческий голос, за что колоссы получили имя "поющие". К фигуре устремились поломники и греки назвали ее Мемнон. В настоящее  [Увеличить] время колоссы не "поют". Римский император Септимий  во 2  веке н.э. отремонтировал фигуру, в результате чего звук пропал.

Наученные горьким опытом разграбления пирамид, фараоны Нового царства организовали свой некрополь в труднодоступном месте и вместо строительства погребальниц над землей стали рыть гробницы под горами. В узком скалистом ущелье Долины Царей найдены 62 гробницы фараонов, из которых сегодня доступны для посещения около десяти. Фотографирование внутри гробниц запрещено, но зайти посмотреть их стоит!  Поражают геометрически-правильные и ровные стены и потолки, высеченные в цельной горной породе 30 веков назад.

 [Увеличить] Но как бы ни хотелось задержаться в Долине Царей, впереди  ждут новые чудеса. Первое из них - храм царицы Хатшепсут - огромное сооружение, выбитое в известняковых скалах за полторы тысячи лет до нашей эры. Первоначально окруженный висячими садами и бассейнами, удивительный храм был сильно разрушен и сейчас реставрируется. Сегодня можно попасть на верхнюю террасу храма, где сохранились великолепные барельефы, повествующие о долгом путешествии мужественной царицы Хатшепсут (она даже подвязывала бороду, чтобы подданные не догадались, что их фараон - женщина) в далекую страну Пунт (вероятно, это нынешние Эфиопия и Сомали).

На правом берегу Нила - в Царстве Живых - в древности была воздвигнута столица Нового Царства "Фивы Стовратные", как называл этот город Гомер. Сегодня о тех временах напоминают два величайших памятника древности - огромный Луксорский храм на берегу Нила, и находящийся в нескольких километрах от него еще более грандиозный Карнакский храм.

Луксорский храм ярче всего предстает во всем своем великолепии вечером - благодаря искусной подсветке, он  [Увеличить] кажется еще более величественным и загадочным. Этот великолепный храм, посвященный богу Амону-Pa, - единственное уцелевшее сооружение легендарной столицы древнеегипетской империи. Между Луксорским и Карнакским храмами пролегает Аллея сфинксов. Большая часть 3-километровой священной дороги скрыта под современным городом, но остатки некоторых полулюдей-полульвов сохранились до сих пор.

 [Увеличить] Карнакский храмовый комплекс, также посвященный богу Амону-Pa, - это целый священный город, раскинувшийся на площади в несколько гектаров. Город, состоящий из множества отдельных храмов, бесчисленного количества гигантских изваяний фараонов, огромных пилонов, барельефов, посвященных военным победам могущественных египетских царей

Карнак слишком огромен, в нем слишком много всего, чтобы его можно было осмот­реть за один раз. Лучше взять квалифицированного экскурсовода или обратиться к специальной лите­ратуре. Наверное,  следует посмотреть то, что вам понравится, не пытаясь все увидеть и понять, так как это невозможно сделать за несколько часов.

В течение 1500 лет существования культа Амона и могущества его жрецов в храме продолжалось строительство, и не было ни одного фараона, который бы не уничтожил, не перестроил или не увеличил какое-нибудь из огромных зда­ний, входящих в этот храмовый комплекс. В целом храм состоит из трех хоро­шо различимых частей: на севере — храм Менту (в руинах), на юге — храм Мут, посередине — огромный храм Амона, самый интересный из всех.

За первым пилоном, под которым находится сфинкс, изначально располагал­ся причал, от которого остались две  [Увеличить] лестницы. Этот пилон, так же как и дру­гой, незаконченный, был одной из последних построек в Карнаке.  Все пилоны, которые вы встретите по пути, обозначали границу постоянно расширявшейся территории храма.

Слева, на большом дво­ре, находится небольшой храм, построенный при фараоне Сети I, посвященный триаде Амон - Мут - Хонсу. Справа  -  храм Рамсеса III, на стенах которого сохранилось несколько барельефов, выполненных в очень реалистической ма­нере. За вторым пилоном виден лес из 134 колонн. Это гигантское соору­жение было начато Аменхотепом III, поставившим 12 колонн центрального не­фа (23 м в высоту, на капителях могут уместиться стоя 40 человек!). Последу­ющие фараоны, в том числе Сети I и Рамсес II, продолжили строительство.

Зал (102м х 53 м) изначально был со сводом. Между третьим и четвертым пилонами расположен двор Аменхотепа III, от которого остался всего один обелиск из прежних 4. Повернув направо, вы окажетесь во дворе Кладовой, где было об­наружено огромное количество каменных и бронзовых статуэток (всего более 10000). В следующем дворе сохранилось основание обелиска длиной 3,2 м (обелиск Хатшепсут — "всего" 2,6 м). Налево — в качестве задней декорации — ступеньки для светомузыкального представления и зеленые воды Священного озера.

 [Увеличить] Гигантские стены Карнакского храма отражаются в водах Священного озера, где в древности проходили храмовые церемонии. На его берегу, на мраморной колонне возвышается изображение жука-скарабея - древнеегипетского символа благоденствия. Туристы, уверенные в силе древних пророчеств, должны обойти, против часовой стрелки, семь раз вокруг него, загадать желание и получить свой кусочек счастья.

За четвертым пилоном  -  обелиск Хатшепсут высотой 30 метров возвышается над соседними сооружениями. Изначально было два обелиска, а их верхушки бы­ли покрыты золотом. За шестым и последним пилоном - маленький двор ве­дет к святилищу, перед которым - два огромных столба из розового гранита с символами Верхнего и Нижнего Египта. Святилище, тоже из гранита, постро­ено достаточно поздно, при Филиппе Аридее (323 г. до н.э.), и служило храни­лищем для священных ладей.

Следующий двор, где располагалось древней­шее святилище, от которого ничего не сохранилось, выходит к залу  [Увеличить] изображе­ний фараона Тутмоса III. Христиане переделали его в церковь, но на одном из столбов сохранились следы древней росписи. Дальше находятся "солнечные" залы, наиболее известный из которых  -  "Ботанический сад", названный так из-за обилия изображенных там цветов и экзотических животных. Рядом с се­верной оградой находится небольшой храм Птаха, построенный Тутмосом III. В одном из его трех святилищ стоит статуя богини Сохмет из горного гранита.

Интересно рассматривать настенные надписи и рисунки, а главное - сохранившуюся краску, которой более 3 тысячелетий. Каждый вечер на территории Карнакского храма устраивается красочное светомузыкальное представление.

По материалам открытых источников интернета.

Назад