Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке
Клуб женщин младшего пенсионного возраста плюс...
woman55plus.ru

Предпосылки искусства Возрождения

КУЛЬТУРА И ИССКУСТВО. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ХУДОЖНИКИ

 

 [Увеличить]

 

Уже много столетий как искусство итальянского Возрождения пользуется в Европе всеобщим безоговорочным признанием. Множество поколений твердо усвоили взгляд, что это был золотой век не только европейского, но и всего мирового искусства.

 

Уже много столетий как искусство итальянского Возрождения пользуется в Европе всеобщим безоговорочным признанием. Множество поколений твердо усвоили взгляд, что это был золотой век не только европейского, но и всего мирового искусства.

Вряд ли случайно, что в самом начале ХV века, в годы, когда во Флоренции формируется искусство Возрождения, этому городу суждено было сыграть выдающуюся роль в исторической судьбе всей Италии. Война Флоренции с Миланом была не обычной схваткой между городами. Миланский герцог Галеаццо Висконти притязал на власть чуть ли не над всей Италией. Многие из его притязаний ему удалось осуществить. В лице Флоренции он столкнулся с твердым сопротивлением. Это было столкновение двух непримиримо антагонистических систем: с одной стороны, синьерии, превратившейся в наследственную монархию и поправшей остатки самоуправления в Милане, и с другой стороны, Флоренции, города, который, несмотря на множество вынужденных ограничений и уступок, оставался республикой и не желал этот порядок сменить на какой-либо иной.

Борьба Флоренции и Милана была напряженной и ожесточенной. Но Флоренция выстояла до того момента, когда с внезапной смертью Галеаццо Висконти рухнула его авантюра. События рубежа ХIV - ХV веков взбудоражили общественность Флоренции, придали ее культуре боевой характер, втянули в борьбу тогдашнюю интеллигенцию и содействовали тому, что гуманисты осознали принципиальное, гражданское, национальное значение того, что они отстаивали. В их трактатах и политических памфлетах теоретические проблемы и события далекого прошлого ставятся в связь с самой жгучей современностью. Они обсуждают преимущества и недостатки монархий и республик, жизни действенной и созерцательной, с восторгом вспоминают о древнеримской республике и с осуждением о тирании Цезаря и Августа (первого они называли зверем - "Bestia").  

Впрочем, было бы ошибочно считать, что вспышка гражданской доблести, вызванная событиями тех лет, породила всю культуру и искусство Возрождения, то есть создала ценности, которые приобрели всеобщее значение для Италии, а впоследствии для всей Европы. Столкновения Флоренции с Миланским герцогством, как частный эпизод в истории итальянских городов, был всего лишь катализатором материальных и духовных сил, которые уже задолго до того подготовили почву для новой культуры.

Правда, в годы, когда сложилось Возрождение, Италия не вполне оправилась от экономического кризиса, банкротства, уменьшения населения в предшествующем веке. Кризис этот был, однако, не в силах остановить развитие . Флоренция в течение ХIV - ХV веков играла огромную роль в экономике всей Западной Европы. Производство высококачественных шерстяных и шелковых тканей содействовало ее материальному благополучию  и поставило ее на одно из первых мест. Вскоре рядом с производством шерсти развивается меняльное дело. Развитие банковского дела было чем-то совершенно новым. Оно вело к скоплению капиталов, кредиту, возникновению коммерческих компаний.

Все это развивалось в невиданно бурных темпах, открывало неограниченные возможности предприимчивости, хотя и сопровождалось тяжелыми срывами. Появляются резкие контрасты между нищетой и роскошью. Разбогатевшие купцы в подражание знати заражаются любовью к роскоши. Щедрость меценатов в делах искусства подогревается жаждой самовозвеличения. Во всяком случае, имена флорентинских богачей Барди, Перуцци, Строцци, Медичи входят в историю не только итальянской экономики, но и искусства. Как считают историки - развитие экономики итальянских городов было той почвой, на которой развилось искусство Возрождения.

В середине ХV века Италия достигла больших успехов в различных областях техники: в строительстве крепостей, литье пушек, в гидравлических работах на севере, в постройке судов (что помогло позднее Колумбу и Магеллану), в механизации ткачества и во многих других отраслях. Техника в то время была тесно связана с искусством, выступала бок о бок с ним, имена Брунеллески, Леонардо да Винчи, Франческо ди Джорджо об этом ясно свидетельствуют. К той же категории людей принадлежал и болонский мастер Аристотель Фиоравенти, прославившийся у себя на родине передвижной 13-ти метровой башней и многообразно проявивший себя в Москве.

Факты истории Италии должны служить историку итальянского искусства не только объяснением судьбы искусства. Они помогают понять, какой смысл в него вкладывали современники. В серии славных мужей и героев, созданных Андреа дель Кастаньо для виллы деи Кардуччи в Софиано, историк найдет многих его соотечественников. Их облик, осанка, костюмы старательно увековечены флорентинским мастером.

Искусство Возрождения было связано с эпохой, дышало воздухом своего времени, но свой гражданский долг оно выполнило не тем, что сохранило для потомства облик современников и их жизнь. Итальянское искусство было не простым двойником мира, скорее отливком, в котором каждой выпуклости оригинала соотвествует вогнутость, почти зеркальным отблеском, но таким, в котором изгладились все неровности, все изъяны и, наоборот, выступила красота и совершенство. Мир, который в действительности мучил человека своей необъяснимой бессмысленностью и беспорядочностью, в картинах мастеров Возрождения выступает как нечто упорядоченное, уравновешенное, соразмерное небесной гармонии.

Картины эпохи возрождения всегда центричны и прочно уравновешены и в этом более причастны к вечности, чем пестрая каждодневность. В жизни было много бессмысленно жестокого и печального - в искусстве все выступало побежденным силой духа, волей человека, его доблестью. Какой - то невероятной силой вдохновения, чудодейственной силой все как  бы выхваченное из презренной обыденности приобретало в искусстве высокую ценность, становилось святым, достойным почитания.

И потому тот второй, прекрасный мир, который совместными усилиями архитекторов, скльпторов и живописцев открывается нашему взору в их творениях и радует нас, дает нам уверенность в том, что мы видим самую сущность вещей, не только их обманчивую видимость.

Это была поистине трудная задача. Искусство Запада последующих эпох утратило веру в возможность создать искусство на такой основе. Потомки опасались на этом пути впасть в ходульность и фальш. Мастера возрождения дерзнули на это. Лучшие их мастера справились с этой задачей. За это им вечная признательность потомков.   

По материалам книги М.В. Алпатова "Художественные проблемы итальянского Возрождения".

 

  

         

 

woman55plus.ru © 2007—2024

В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах