На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

«Водились Пушкины с царями...»

 

На протяжении столетий жизненные пути представителей родов Пушкиных и Романовых не раз пересекались, переплетая их отношения замысловато, неожиданно, порой, весьма драматически — от возведения на трон Михаила Романова до женитьбы внуков Николая I на внуках А.С. Пушкина.

Новый выставочный проект Государственного музея А.С. Пушкина приурочен к 400-летию монархической династии Романовых. Михаил Федорович Романов был избран русским царем 21 февраля 1613 года. Восхождением на трон первого из рода Романовых завершилось в России время Смуты.

Насыщенная уникальными документальными и художественными материалами, произведениями искусства и предметами эпохи XVII — XX веков, выставка увлекательно рассказывает о взаимоотношениях двух старинных российских родов — Пушкиных и Романовых — в разных сферах бытия: политических, общественных, культурных, личных.

На протяжении столетий жизненные пути представителей родов Пушкиных и Романовых не раз пересекались, переплетая их отношения замысловато, неожиданно, порой, весьма драматически — от возведения на трон Михаила Романова до женитьбы внуков Николая I на внуках А.С. Пушкина.

В выставке, основу которой составляют экспонаты фондовых собраний музея А.С. Пушкина, приняли участие несколько крупных музеев и архивов России. Исторические реликвии и документы поступили на выставку, в том числе, из Исторического музея, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское Село», из Архива древних актов. Залы выставки объединены оригинальным пространственным и цветовым решением. По проекту художника выставки идейной доминантой экспозиции стал образ знаменитого памятника Петру I в Петербурге — символ монаршей силы. Могучая тень императора на вздыбленном коне и игра цветовых оттенков патины, покрывшей Медного всадника за столетия — важные элементы художественного проекта.

«Четверо Пушкиных подписались под грамотою
о избрании на царство Романовых...»
А.С. Пушкин «Начало автобиографии», 1830-е

Первый раздел выставки с условным названием «Моя родословная» рассказывает о предках поэта, оставивших свой след в истории России — теме, которая очень интересовала и волновала А.С. Пушкина. Подлинные царские грамоты и указы, жалования дворянством, донесения и другие ценнейшие документы ушедшей эпохи вместе с насыщенной портретной галереей исторических персонажей и предметами эпохи представляют яркую картину истории России от Смутного времени до расцвета царствования Екатерины II.

События, в которых Пушкины сыграли важную роль, представлены здесь как через уникальные документальные свидетельства, так и сквозь призму взгляда поэта — его произведения: «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Медный всадник», статьи, письма...

Вторая часть экспозиции посвящена взаимосвязи поэта и власти, отношениям самого А.С. Пушкина с самодержцами, в царствование которых он жил.

«Видел я трех царей...
Первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку;
второй меня не жаловал;
третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет,
но променять его на четвертого я не желаю; от добра добра не ищут».
А.С. Пушкин. 1834 г.

При каких обстоятельствах мог встречаться Пушкин-ребенок с Павлом I, почему «не жаловал» Александр I молодого поэта и почему тот, при этом, был так внимателен в своем творчестве к царю-победителю; каковы были взаимоотношения Пушкина и Николая I, ставшего личным цензором поэта и попечителем семьи после его гибели?.. Материалы выставки помогут ответить на многие интересные вопросы, некоторые из которых до сих пор полны тайн.

Третий раздел расскажет  о том, какую роль Романовы сыграли в оценке творчества Пушкина и популяризации великого русского поэта. Особое внимание выставка уделяет деятельности великого князя Константина Романова, по инициативе которого в России широко отмечалось столетие рождения поэта. При личном участии члена царской фамилии было подготовлено первое академическое издание произведений Пушкина; утверждено «Положение о Пушкинском доме» и основан фонд, объединивший бесценное наследие поэта; учрежден разряд изящной словесности при отделении русского языка Академии наук; приобретено в казну имение Михайловское...

Заключительным аккордом выставки станет страница истории, когда волею судьбы ветви двух знаменитых российских фамилий не просто пересеклись, но и кровно объединились. Прямые потомки Пушкина трижды породнились с династией Романовых. В первый раз это произошло, когда младшая дочь поэта вторым и счастливым браком вышла замуж за принца Николая Вильгельма Нассауского (брата супруга великой княжны Елизаветы Михайловны, внучки Николая I), получив титул баронессы Меренберг.

Кровно же родство Пушкиных с Романовыми закрепили два брака внуков поэта, детей Натальи Александровны и Николая Нассауского. Их дочь Софья (по первому браку графиня де Торби) в 1891 году вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова, внука Николая I. А сын их, Георг Николай Меренберг, женился в 1895 году на княжне Ольге Юрьевской, дочери Александра II от его морганатического брака с княжной Екатериной Долгорукой...

 

Графиня Наталья Александровна фон Меренберг, урожденная Пушкина. Скульптурный прижизненный портрет. 1870-е гг.

Для сегодняшних потомков принадлежность к знаменитым русским фамилиям не только предмет гордости, но для многих еще и миссия. Так, например, праправнучка А.С. Пушкина и правнучка Александра II, немецкая баронесса Клотильда фон Ринтелен, ведет огромную общественную работу по популяризации пушкинского творчества за рубежом. Будучи большим другом и частым гостем пушкинских музеев Москвы и Петербурга, она передала на родину своих великих предков немало семейных реликвий. Ее многочисленные дары московскому дому Пушкина, в числе которых и великолепный скульптурный прижизненный портрет дочери поэта, Натальи Александровны Меренберг, можно будет увидеть на выставке, открывшейся в музее А.С. Пушкина на Пречистенке.

В числе ценных экспонатов, представленных на выставку участниками проекта:

Утвержденная грамота об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова. Май, 1613 г. Копия 1723 г. (РГАДА).

Известие «Нового летописца» о поездке Гаврилы Пушкина и Федора Плещеева из-под Кром под Москву в Красное Село с грамотами Лжедмитрия I «к бояром и всему народу с ласкою и з гразою...». Список XVII в. (РГАДА).

Известие о пожаловании царем Михаилом Федоровичем Гавриле Григорьевичу Пушкину дворянства «за Московское осадное сиденье в королевичев приход вотчин в Ярославле, Касимове и Шацке» и его участии во встрече из плена митрополита Филарета под Вязьмой в 1619 г...». Из родословной Пушкиных, составленной археографом А.Ф. Малиновским в 1799 г. Отпуск, полученный В.Л. Пушкиным с его автографом (РГАДА).

Запись в Посольском приказе о приезде из Константинополя грека Андрея Васильева, присланного от Савы Рагузинского с тремя малолетними арапами. Один из них прадед А.С. Пушкина, «арап Петра Великого» Аврам Ганнибал (РГАДА).

Фрагмент акварели Ж.- Б. де ла Траверса. Вид на Неву и памятник Петру I. 1780-е г.

Запись в Правительствующем Сенате «О пожаловании императрицей Елизаветой Петровной 13 января 1742 г. генерал-майору и обер-коменданту Ревельской крепости Авраму Ганнибалу в Псковском уезде пригорода Воронича Михайловской губы (РГАДА).

Объявление в газете «Московские ведомости» о награждении орденом Святого Александра Невского генерал-аншефа Аврама Петровича Ганнибала 1760 г. сентября 12 (РГАДА).

Портрет Императрицы Елизаветы Петровны. 1808 г. Н.х. (МЗ «Царское Село»).

Гравюра «Прогулка Екатерины II в Екатерининском парке». 1770-е. (МЗ «Царское Село»).

Мундирное платье по флоту (юбка, лиф, платье) Екатерины II (МЗ «Петергоф»).

Патент императрицы Екатерины II Михаилу Алексеевичу Пушкину на чин лейб-гвардии подпоручика Преображенского полка, Москва, 10 июня 1763 г. (ГИМ).

Портрет Императора Александра I и Елизаветы Алексеевны. Худ. — П.П. Заболотский (МЗ «Петергоф»).

Доклад министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде императору Николаю I, в коем испрашивается высочайшее повеление о том, каким чином определить отставного коллежского секретаря А.С. Пушкина в Коллегию иностранных дел. (ГИМ)

Повеление императора Николая I о принятии в службу отставного коллежского секретаря А.С. Пушкина с тем же чином и об определении его в Коллегию иностранных дел. 14 ноября 1831 г. (ГИМ)

Меню обеда по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве, 1880 г. (ГИМ)

Портрет А.С. Пушкина, составленный из букв его биографии и сочинений, 1899 г. (ГИМ)

Черкеска офицера Собственного Его Величества конвоя образца 1895 года

и фуражка, принадлежавшие Императору Николаю II (Петергоф).

Гравюра «Государь Император Николай I, Императрица Александра Федоровна, наследник, Цесаревич Александр Николаевич и Великий князь Константин Николаевич в Петергофе». Гравировал — Н. Антонов, 1833 г.

Рисунки Александра Бенуа (Петергоф).

Тверской бульвар и памятник А.С. Пушкину, установленный 6 июня 1880 г. Арх.фото 1888 г.

Государственный музей А.С. Пушкина ул. Пречистенка, 12/2 (метро "Кропоткинская"), Выставочные залы «Под сводами" - Выставка «Водились Пушкины с царями…» Пушкин и семья Романовых c 27 февраля до 14 июля 2013 года.
 

http://www.pushkinmuseum.ru/http://family-values.ru/kultura.

 

 

Назад