На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

100 лет Государственному Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

 

Изменилось время, мир стал открытым, мы можем свободно пересекать границы, но Пушкинский не перестает нас удивлять -  самые яркие выставки нового века, собравшие большое количество зрителей. Здесь представлены и авангард, и классика, и неожиданно смелые выставки, посвященные истории костюма. Выставка творчества Пикассо в 2010 году наделала много шума.

Выставки произведений Дали, Модильяни собрали огромное число посетителей, выставки работ Коко Шанель, Кристиана Диора вызвала у публики настоящий культурный шок. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина отмечает в 2012 году 100-летний юбилей.

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина отмечает в 2012 году 100-летний юбилей. Иван Цветаев, создатель Пушкинского, мечтал о целом городке на Волхонке. Похоже. что эта задумка в скором времени будет осуществлена. Масштабная реконструкция ГМИИ имени А.С.Пушкина и создание на его базе комплекса "Музейный городок" планируются в рамках празднования столетнего юбилея музея в 2012 году.

ГМИИ им. А.С.Пушкина - бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра Ш при Московском императорском университете» - один из самых крупных и значимых российских музеев европейского и мирового искусства. В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея и был им до самой своей смерти в 1913 году. Имя Александра Сергеевича Пушкина музей получил в 1937 году.

Решение о создании музея было принято еще в конце XIX века, торжественная закладка здания для него на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года, а 31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. На открытии  присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Основой его коллекций стали фонды Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которым заведовал И.В. Цветаев. Главной целью нового музея ставились учебно-образовательные задачи, поэтому предполагалось, что будущее собрание должно равномерно отображать основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени.

Необходимых подлинников организаторы достать не могли, и тогда они пошли по пути приобретения копий - гипсовых слепков, макетов, гальванокопий - наиболее выдающихся произведений мирового искусства. Копии заказывались И. В. Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов, и были высочайшего качества. Наряду с копиями собрание музея пополнялось и оригинальными произведениями искусства, что происходило, в основном, за счет пожертвований благотворителей, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.

Наиболее ценные коллекции передали в дар музею дипломат М.С. Щекин (коллекция итальянской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства), великая княгиня Елизавета Федоровна и Д.А. Хомяков (итальянская скульптура XVI - XVII вв.), археолог граф Алексей Александрович Бобринский и др.

После революции 1917 года музей было решено перепрофилировать в Музей старой западной живописи. В связи с этим ему были переданы коллекции из ликвидированных Румянцевского музея и Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Кремля, Исторического музея. В 20-е годы его коллекцию пополняют предметы из Государственного музейного фонда, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д. И. Щукина), собрания Г. А. Брокара и других частных коллекций купцов и аристократии, национализированных после революции. С 1932 года музей стал называться Государственным музеем изобразительных искусств.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ. В 1948 году музей получил более 300 полотен и около 60 скульптур из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова:  Ренуар, Ван Гог, Моне, Дега, Сезанн, Матисс, Пикассо.

В составе Комитета по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III было также немало юристов - выпускников Московского университета, среди которых бывший Московский городской голова князь Щербатов Александр Алексеевич и Московский губернский предводитель дворянства князь Трубецкой Петр Николаевич, общественный деятель Самарин Дмитрий Федорович и товарищ Московского городского головы Сумбул Леонид Николаевич, предприниматель Морозов Сергей Тимофеевич и адвокат Дерюжинский Александр Федорович, профессора Духовской Михаил Васильевич и Нефедьев Евгений Александрович.

У юридического факультета Московского университета есть повод гордиться причастностью к появлению музея, ибо воспитанником  факультета был Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, имя которого заслуженно запечатлено на мемориальной доске у входа в ГМИИ. В момент основания музея его устройство, также, активно поддержали министры народного просвещения - выпускники и профессора юридического факультета Николай Павлович Боголепов и Николай Андреевич Зверев.

В 1974 году Пушкинский впервые выставил в России «Джоконду» Леонардо Да Винчи. Публики собралось столько, что посетителей просили больше одной минуты у шедевра не задерживаться. Приезд картины великого итальянца положил начало славной традиции Пушкинского музея. Здесь побывали «Венера Урбинская» и «Портрет неизвестного» Тициана, «Искусство живописи» Вермеера, «Танец» Матисса, «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина, «Антея» Пармиджанино, парные портреты Рембрандта.

Выставки «Москва – Берлин», «Диалоги в пространстве культуры», «Футуризм» – явления мирового масштаба. Выставку «Москва – Париж» (1981 года) до сих пор считают «выставкой столетия». Она стала подлинным открытием, поскольку множество работ (особенно из советских музейных запасников) никогда не выставлялись, и в течение десятилетий хранились в подполье. Посетителей вдохновляла сама возможность открыто, не боясь, рассматривать шедевры Матисса и Пикассо, которые соседствовали с Малевичем, Кандинским, Филоновым, Фальком. О легендарном проекте рассказывают и устроители, и те счастливчики, которым удалось это всё увидеть и пережить.

В 1988 году посетители имели возможность познакомиться со вторым призванием Сергея Эйзенштейна, Святослава Рихтера, Андрея Вознесенского. Эта смелая идея была принята зрителями и критиками неоднозначно: выставку обсуждали, даже спорили о ней. В 2005 году состоялась выставка работ Владимира Наумова, Владимира Васильева, Людмилы Петрушевской, Фридриха Дюрренматта, Германа Гессе, Тонино Гуэрры. Проект был приурочен к 25-летию знаменитых Декабрьских вечеров…

В музее проходят  самые яркие выставки нового ХХI века. Здесь представлены и авангард, и классика, и неожиданно смелые экспозиции, посвящённые истории костюма. Выставка творчества Пикассо в 2010 году наделала много шума. Но самое удивительное, что впервые выставка его картин прошла в музее им. А.С. Пушкина… в 1956 году! Экспозиции произведений Дали, Модильяни собрали огромное число посетителей, выставки работ Коко Шанель и Кристиана Диора вызвали у публики настоящий культурный шок, графика поэта Блейка для многих открыла его как художника. А один из последних проектов – выставка Караваджо – был беспрецедентным по количеству произведений…

«У нас неподдельный интерес к тому художественному процессу, который проходит в наши дни и в России, и за рубежом, – говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. – В этом смысле музей отличает одна особенность: он очень хорошо слышит время. Наша задача – чтобы зритель не просто познакомился с историей музея, но захотел прийти в него снова».

Сто лет назад – 13 июня по новому стилю – открылись двери Музея изобразительных искусств имени Пушкина.  Ольга Трухачёва вспоминает, как поднималась по этим ступеням со своей бабушкой - Анастасией Цветаевой. В своих воспоминаниях Анастасия Цветаева описала этот столетней давности солнечный день – день открытия музея. Она называла его «своим младшим братом», из него уходила в ссылку и возвращалась после, до конца дней считала – здесь должны быть только слепки, как задумал ее отец. «Сейчас экспозиция отца моего, к сожалению, нарушена, когда-то в нем все было строго научно», - говорила она.

Методично - зал за залом – от античности до Нового времени - Иван Цветаев собирал экспозицию, как своего рода энциклопедию, историю искусств в объеме. «В то время для них это было такое 3d, материализация древнего мира», - объясняет директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

Сегодня Венерой зрителя не шокируешь, слепок из некогда инновационной технологии копирования превратился в технику редкую, историческую, а что делать с одной из самых качественных и систематичных коллекций слепков и вовсе - вопрос на засыпку. «Люди второй четверти XX века решили, что нет – нужны музеи оригиналов, музеи слепков не совсем то, думаю, это ошибка, как любая крайность», - отметил заместитель заведующего отделом ГМИИ «Учебный художественный музей имени И. В. Цветаева» Александр Баранов. Ведь в музее оригиналов пробелы неизбежны, и только коллекция слепков способна рассказывать историю искусств последовательно и наглядно.

Масштабная реконструкция ГМИИ имени Пушкина и создание на его базе комплекса "Музейный городок" планируются в рамках празднования столетнего юбилея музея в 2012 году. Пушкинский музей сегодня - это не только всем известное главное здание с колоннами. Это и 11 зданий вокруг. В том числе 7 усадеб. Налево - по Волхонке до дома 8. Направо – до усадьбы Румянцева-Задунайского. А еще это усадьбы Шуваловых, Глебовых по Колымажному переулку, особняк за основным зданием, где жил Карамзин, усадьба Голицыных,
палаты XVII века, особняк, в котором Николай Карамзин писал "Историю государства Российского".

Максимум, что позволено здесь законом – реставрация. Поэтому архитекторы решили объединять здания под землей. "Можно будет из метро попасть в этот комплекс и идти туда, куда нужно. Можно будет круглосуточно хоть двое суток бродить. Будут кафе, рестораны, детей можно будет сдать", - рассказывает Сергей Ткаченко, руководитель разработчиков проекта.

По плану архитекторов, подземный переход свяжет музей с бывшей усадьбой Вяземских-Долгоруковых - это главный мемориал Карамзина в Москве. Там будет галерея старых мастеров. Под землю уведут гардеробы, книжные магазины, кафе и лекторий. Сверху все прикроют стеклянным колпаком.

За 100 лет существования Музея экспонатов в Пушкинском стало больше в десятки раз, больше 700 тысяч. А выставлено всего 9000 . Остальное никто вообще никогда не видел и вряд ли увидит, если музей не получит то, что так давно просит. Новых  площадей ему должно хватить и для новых залов, и для фондов, и для реставраторов и исследователей.

Итогом реализации данного плана станет увеличение площадей Музейного комплекса до 125 тыс. кв. метров при том, что на сегодня только 12 тыс. кв. метров уже реконструированы, а 26 тыс. кв. метров из имеющихся 38 тыс. кв. метров требуют реконструкции или ремонта.

Будет решена острейшая проблема дефицита площадей фондохранилищ Музея, его уникальной библиотеки, реставрационных мастерских, а также экспозиционных площадей. Здания Музейного комплекса получат современное инженерно-техническое и охранное оборудование, обеспечивающие оптимальные условия для сохранности уникальных коллекций. В несколько раз увеличится число экспонатов, представленных в экспозиции, значительно возрастет количество выставок, пропускная способность Музея достигнет 3 млн. человек в год, существенно расширится набор сопутствующих услуг, оказываемых Музеем (информационные услуги, музейные магазины, автостоянки и т. п.).

Бессменным руководителем ГМИИ имени А.С. Пушкина с 1961года и по сей день является Ирина Александровна Антонова, сегодня  она и ее сотрудники принимают многочисленные поздравления. Великий директор ГМИИ - Ирина Антонова. В течение многих лет она с героическим трудом и последовательностью превращала некую абстрактную множественность конкретных коллекций в очень индивидуальный образ музея, узнаваемый и любимый разными поколениями, а также все, что производно от ее энергии: первоклассные выставки из разных музеев мира, публикация каталога-резоне, расширение территории, открытие филиалов, реорганизация экспозиции согласно современным музейным требованиям, конечно, Декабрьские вечера - праздник встречи различных видов искусств в самом рафинированном их общении.

Открыты самые масштабные проекты, посвященные 100-летию ГМИИ имени А.С. Пушкина. 27 апреля 2012 года в Итальянском дворике Главного здания Музея открылись сразу две масштабные выставки, приуроченные к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Пушкинскому» музею – 100 лет», рассказывающая об истории Музея за прошедшие и «Воображаемый музей» – шедевры из собраний крупнейших музеев мира в контексте постоянной экспозиции Музея.

«Готовясь к нашему юбилею, мы, конечно, думали о выставках, которыми хотели бы порадовать наших зрителей. Были разные предложения. В конце концов, пришла в голову такая идея, которую мы обозначили как «Воображаемый музей». Что мы имели в виду? Дело в том, что наш Музей - музей мировой художественной культуры, начиная с Древнего Египта и до наших дней. Мы хотели подчеркнуть эту линию развития нашего музея, показать всю мировую историю искусства. И мы подумали о том, что хорошо было бы показать, прежде всего, то, чего у нас нет. Вот по этому принципу мы обращались к нашим партнерам - коллегам из крупнейших музеев мира. И надо сказать, что к нам отнеслись очень по-дружески. Больше 30 музеев мира откликнулись на нашу просьбу», - пояснила Ирина Александровна в своей приветственной речи.

Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони. Отсутствующие в постоянной экспозиции Музея произведения Веласкеса, Гейнсборо, Гольбейна, Дельво и Дикса, Дюрера и Карпаччо. Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А.С. Пушкина из Вены. В постоянной экспозиции также представлены Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта.

Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира, среди которых Художественные собрания Дрездена и Государственные музеи Берлина, музей Лувр, музей Орсэ и Центр Помпиду, Галерея Тейт и Королевская Академия в Лондоне, Музеи Прадо и Тиссена-Борнемисса, Государственный Эрмитаж. Это также музеи, с которыми относительно недавно были установлены партнерские отношения: Музей Лихтенштейна в Вене, Музей Ашмолеан в Оксфорде, Академия Каррара в Бергамо, Национальный музей в Стокгольме, Национальный музей в Варшаве, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, другие музеи и частные собрания.

Источники информации: http://tv.yandex.ru, http://www.tvkultura.ru, http://www.arts-museum.ru, http://www.1tvnet.ru.

Назад