На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

 

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.

Главная сцена Большого театра открылась 28 октября 2011 года после шестилетней реконструкции.
Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них - его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с еще большим успехом будет выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.

Изначально, Большой театр был казенным и вместе с Малым составлял московскую труппу императорских театров. Он считался частным театром губернского прокурора, князя Петра Урусова. Императрица Екатерина II 28 марта 1776 года подписала ему «привилегию» на содержание балов, спектаклей, маскарадов и прочих мероприятий сроком на десять лет. Ныне, именно эта дата считается основанием московского Большого театра.

Состав артистов в то время был самым разнообразным: от местных крепостных, до приглашенных звезд соседних государств. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года. Первое свое название, он получил в честь места построения, вход выходил прямо на улицу Петровка. Название Петровский театр крепко прикрепилось за ним.

История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Большой театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. И даже даты рождения у Большого театра две.

Поэтому его столетний и двухсотлетний юбилеи разделяют не век, а всего лишь 51 год.
Почему? Изначально свои годы Большой театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком - Большой Петровский театр, строительство которого стало настоящим событием для Москвы начала XIX века.

Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала».
Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» М.Дмитриева с музыкой А. Алябьева и А. Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный - Большой Петровский театр.
Однако труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому времени существовала уже полвека.

Первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя Петра Урусова. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу - человеку деятельному и предприимчивому. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м - 200-летие Большого театра России.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 году срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 годах театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 году, когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

В 1806 году школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 году оно стало хореографическим).

Осенью 1805 года здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 года - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 года.

В 1819 году был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 года началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским.  Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов -  Верстовского, Глинки (в 1842 году состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 году - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 года была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 года оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 года оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение»
Альберт Кавос.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 году его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 года занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 году театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 году по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 году на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 годах был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 года И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 году она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 году правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 году специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 году была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 годов предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941 года Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригад, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 года в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле.Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 года Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

Наконец в 1987 году постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 года Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 году Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Для сохранения исторического архитектурного ансамбля театрального здания и оснащения его сцены оборудованием современного мирового уровня 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на реконструкцию. Последним спектаклем перед закрытием была опера Мусоргского «Борис Годунов».

Историческая сцена Большого театра открылась после пяти с лишним лет реконструкции. Сразу забылись скандалы, связанные с растратами, выявленными Счетной палатой, со сменой подрядчиков, даже баснословная стоимость работ.

Главная сцена Большого театра открылась 28 октября 2011 года после шестилетней реконструкции.
За шесть лет площадь здания увеличилась в два раза - до 80 тысяч квадратных метров, были восстановлены интерьеры 19 века, построена подземная часть. Теперь основная сцена обладает техническим новшеством в виде подвижных платформ, но главное - театру вернули уникальную акустику.

Акустика в главном зале была испорчена, когда пол и специальный барабан под оркестровой ямой залили цементом и Большой театр опустился на 55-е место в мире по акустике среди оперных театров. Сейчас же его звук восстановлен, акустика спасена.

Комиссии исследовали и кресла, и панели, все прошло акустические проверки. Вовращение звука подтвердили комиссия ЮНЕСКО, певцы, среди которых Пласидо Доминго, оркестранты, солисты, хор Большого. Появился сильный, мощный звук.

В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра.

Большой театр даже во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.

В 2010 году были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра - знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.

В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Основная сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.

У главной сцены размером 21 на 21 метр, которая стала самой большой в Европе, разные покрытия для пола, учитывающие особенности балета и оперы. Сцена сейчас размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированный, и режиссер перед постановкой может все проверить в цифровых вариантах.

Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера. Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Платформы сцены и зрительного зала смогут находиться в трех фиксированных положениях. Благодаря уникальной механике зал сможет принимать различные конфигурации. Кроме самого концертно-репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

В проект реконструкции вошло также восстановление и Дома С.А. Хомякова - памятника архитектуры первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус. Из-за многочисленных реконструкций, которые проводились в ХХ веке, были полностью утрачены исторические интерьеры. Внутренняя планировка будет реконструирована под современные нужды театра с сохранением капитальных стен. Таким образом, отреставрированный дом станет одним из ключевых элементов комплекса зданий Большого театра и будет связан с основным зданием Большого театра подземным переходом.

Гала - концерт 28 октября 2011 года на открытии Большого театра после реконструкции, на который собрались видные представители политической элиты, бизнеса и культуры, представил фрагменты главных балетов и опер, с приглашенными мировыми оперными звездами, транслировался  на Театральной площади для всех желающих, а также по каналу RT, в кинотеатрах России и мира.

Большой театр наконец-то осуществил свою давнюю задумку. Все знаменитые театры мира предлагают поклонникам кроме показа спектаклей экскурсии по театру. Так, чтобы прийти днем в легендарный театр и обойти внутри все его холлы, помнящие царей, и залы, истоптанные президентами. Полюбоваться на живопись с ангелочками и лепнину с завитками, а если повезет, то даже заглянуть в бутафорский цех, где великие алхимики закулисья делают из марли парчу и из пластика золото. 

Сейчас такие экскурсии  доступны и в Большом, и за совсем небольшие деньги можно своими глазами увидеть, как возродился театр. Экскурсии по историческому зданию для всех желающих проводятся по понедельникам, средам и пятницам на русском языке. Начало в 14.00, продолжительность - один час. Билеты можно купить в кассе, расположенной в историческом здании театра (подъезд № 12) в день экскурсии (продается один билет в руки). Всего на одну экскурсию продается 15 билетов.

Смотреть стоит многое. Зрительскую часть реставрировали сугубо по науке. Сцену - в полном соответствии с техническими капризами нынешних спектаклей, где в считанные секунды надо поднять из вод град Китеж или вывести хор из пустыни к морю. Что же касается новых помещений, то тут использованы достижения самой передовой архитектурной мысли. После реконструкции объем Большого увеличился почти в два раза (!) за счет подземной части. Строители не имели права менять его внешние размеры, и театру, как современному мегаполису, пришлось «расти» в глубину. Благо, Москва давно гордится подземными мраморными дворцами. Теперь под Большим и прилегающей к нему площадью будет концертно-репетиционный зал, унаследовавший имя Бетховенский. Можно проводить камерные концерты и сводные репетиции хора с оркестром. Можно даже использовать как студию для записи музыки - все технические тонкости предусмотрены.

К тому же качество звука здесь соответствует строгим мировым стандартам, даже обшивка на стульях особенная, не поглощает звук. И, конечно, театр очень гордится раздвижным акустическим занавесом. Репетиция или запись CD - закрыли занавес. Показы публике - открыли. Здесь нет солнечного света, но взамен есть идеально изолированное помещение. А еще в этом зале-трансформере все площадки поднимаются и опускаются, кресла выдвигаются, секции способны изменять высоту - и все по мановению волшебного центрального пульта. 

Еще под землей будут храниться декорации. Так решится вечная проблема театра - куда девать громоздкие дворцы и колонны, когда они временно не нужны. Более того, глубина трюма под сценой такая, что декорации можно монтировать внизу и поднимать их наверх уже во время спектакля. Ррраз - и выросли пирамиды для «Аиды» Верди. Или вагон поезда в натуральную величину для «Анны Карениной» Щедрина. Ведь как бы ни наступали видеопроекции, зрительскую любовь к «реальной обстановке» на сцене ничем не перебить.

Гуляя по площади перед Большим театром, горожане теперь будут ходить над целым театральным миром. Театр в своей хай-тек-подземке получил огромную территорию для всяких приемов и выставок. Это как будто распространенный мировой тренд - старый заслуженный театр становится культурным центром, обрастая площадями и инфраструктурой. Но в нашем случае тренд отягощен историей - театр-то Большой. В старых интерьерах традиционно проходили коронационные торжества русских царей. Здесь получали корону Александр Второй, потом Третий, потом Николай Второй. А уже при советской власти Большой театр стал политическим местом встречи, которое изменить нельзя. Есть такая цифра: ариями и вариациями здесь наслаждались больше ста семидесяти глав государств.

Реставраторы уверяют, что восстановили легендарную акустику 1856 года. Тогда, в середине прошлого века, специалистов в этом тонком деле тоже выписывали из-за границы, и сегодня полетом звуков занимается солидная немецкая фирма. Как положено, много дерева правильных пород. Для нужд акустики теперь чуть изменился угол наклона зрительного зала, став таким, каким был прежде. Реставраторы даже вспомнили забытое слово из лексикона наших бабушек - папье-маше. Из этого уютного материала восстановлена лепнина, которая не поглощает и не изменяет звук. Очень может быть, что в самом крайнем кресле распоследнего ряда слышимость будет такая же, как в царской ложе. Кстати говоря, на ней и в императорских залах восстановили вензель Николая Второго.

Царская символика была вытравлена из театра при советской власти. Но ведь из песни слова не выкинешь, и центральное в декоре зала место с серпом и молотом всегда смотрелось не к месту. Теперь орудий труда в лепнине не будет. А вот знаменитые зеркала Большого, в которые полтора века критически заглядывали дамы, реставрированы полностью. Так же, как уникальные гобелены обшивки интерьеров. Так же, как невероятный рыбный клей по старинным рецептам, скрепляющий деревянные детали залов. Его демонстрировали журналистам, предлагая попробовать.

Главный театр страны снова под охраной муз. Точные копии скульптур муз Эрато и Терпсихоры установлены на фасаде Большого театра. Спустя 70 лет после уничтожения оригинальных скульпутур во время Второй мировой войны, они вернулись на фасад исторического здания театра.

«Авторский коллектив во главе со скульптором Константином Арабчиковым проделал большую работу по поиску архивных материалов для того, чтобы детально восстановить облик муз, установленных на фасаде в 1856 году», — сообщил официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции Большого театра Михаил Сидоров.

Высота восстановленных Эрато и Терпсихоры - 3,5 метра, а вес каждой из них превышает две тонны. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. «До настоящего времени дошло не так много фотографий, на которых достаточно отчетливо были видны фигуры муз. По словам скульпторов, принимавших участие в этой работе, на старинных изображениях можно было уловить только общие стилистические абрисы скульптур и динамику движения, но в них нельзя было увидеть мимику лиц или детали фигур. Каждый образ создавался в несколько этапов и проходил многочисленные обсуждения». Для того, чтобы скульптуры долго сохраняли внешний вид,их покрыли специальной грунтовкой и краской.

Наслушавшись упреков в проедании бюджета, театр сегодня готов выставить контраргументы. По кусочку старинной кладки целиком восстановлена венецианская мозаика коридоров. На блеске тоже не экономили: для росписи и лепнины использовали сусальное золото, а оно, как известно, продержится хоть сто лет. В России им кроют купола.

В начале XXI века после долгого перерыва Большой театр стал включать в репертуар шедевры русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику. За последние годы Большой театр познакомил публику с операми «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир» и балетом «Золушка» Прокофьева, оперой «Леди Макбет Мценского уезда» и балетами «Светлый ручей», «Болт» и «Золотой век» Шостаковича. В год столетия со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006), Большой театр стал единственным театром в мире, на сцене которого идут все три балета великого композитора.

Успехи Большого театра были отмечены Государственной премией России (балет «Пиковая дама» в 2004 году, прима-балерина Светлана Захарова в 2007 году) и четырнадцатью высшими наградами национальной театральной премии «Золотая маска» (спектакли «Пиковая дама», «Похождения повесы», «Летучий голландец» и другие). Создатель спектаклей «Похождения повесы» и «Евгений Онегин» Дмитрий Черняков первым из режиссеров музыкального театра был удостоен премии К.С. Станиславского.

Репертуарный приоритет Большого театра - шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков, а также создание новых произведений, способствующих развитию оперно-балетного жанра в России. 70 процентов репертуара театра - произведения отечественных композиторов.

Все знаменитые театры мира с небольшой натяжкой - ровесники нашего Большого, и все они - лондонский Ковент-Гарден, итальянский Ла Скала, мадридский Королевский театр - недавно прошли через реконструкцию. Лишь бы в обновленном доме жили люди, его любящие. Тогда и гостям захочется приходить сюда часто и надолго.

 

Источники информации: http://www.vashdosug.ru, http://www.teatrbilet.ru, http://www.bolshoi.ru, www.mobbilet.ru, http://bolshoy-teatr.comhttp://www.vsegda.tv.

 

 

Назад