На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

Рерих Н.К., 135-лет со дня рождения

КУЛЬТУРА И ИССКУСТВО. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ХУДОЖНИКИ 

 

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ – художник с мировым именем, учёный, философ и поэт; путешественник, открывший неизведанные области Азии. Общественно-культурная деятельность Н.К.Рериха по своим масштабам планетарна, его борьба за сохранение духовного и физического наследия человечества завершилась подписанием международного правового договора об охране культурных ценностей (Пакт Рериха).

Рерихи. Их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич.

Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает.

Их жизнь стремительная, бесстрашная, героическая, пройденная в неизменной преданности идеалам Общего Блага, наполненная самоотверженным трудом во имя духовно-культурной эволюции человечества. Общественно-культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна.

Подойти с обычными мерками к оценке их жизненного и творческого пути – значит не понять главной сути сделанного этими выдающимися представителями Культуры.

Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.

Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов.

Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух").

В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.

В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета.

Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.

По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников.

Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901г, вернувшись летом в Россию.

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов.

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию. 

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

В 20-х и 30-х годах Н.К. Рерих совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). 

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР).

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 г. 

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).

Использованы материалы: www.icr.su/rus, www.peoples.ru, Рерих Н.К. Избранное. М., 1979 , slovari.ru, Большая   советская энциклопедия

 

Назад