На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич

КУЛЬТУРА И ИССКУСТВО. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ХУДОЖНИКИ 

 

 [Увеличить]

 

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве, в некотором роде, загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом "поэта в живописи", открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и "красочного величия" Востока.

Имя Василия Дмитриевича Поленова, без сомнения, известно подавляющему числу россиян. Но в то же время сказать о нем что-нибудь конкретное и назвать хоть одну картину - кроме, конечно же, «Московского дворика» - многие затруднятся. Между тем он создал за свою жизнь множество первоклассных полотен, которые украшают многие собрания, и удостоился персонального зала в Третьяковке.

Василий Поленов родился в дворянской семье, аристократической в изначальном смысле этого слова, с глубокими традициями. Практически все представители нескольких поколений Поленовых до Василия Дмитриевича оставили свой след в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII в. Н.А. Львов, а отец, Дмитрий Васильевич, был известным историком и археологом. И сейчас любой посетитель Поленово, которое по справедливости заслуживает отдельной статьи, может видеть в комнате, где висят портреты разных представителей рода, два шкафа с выставленными в них древнеегипетскими и древнегреческими произведениями. Возможно, это отчасти объясняет то притяжение к Востоку, которое Василий Поленов испытывал всю жизнь.

Родившись в 1844 г., 1 июня по новому стилю, он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда». Семья жила в Петербурге, а на лето уезжала в имение Илюченцы Олонецкого края или в Ольшанку, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой. Довольно рано определившись в своем желании быть художником, Поленов усердно занимается. Одним из первых его учителей, оставшимся старшим товарищем на всю жизнь, был Павел Чистяков — еще одна замечательная фигура русской художественной истории.

 [Увеличить] Несмотря на изрядные успехи в рисовании, Поленов поступает одновременно в Санкт-Петербургский университет и Академию художеств. Можно предположить, что университет дал ему немало, гармонично дополнив художественное образование. По окончании университета он пишет диссертацию на актуальную не только для своего времени тему — «О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент».

По окончании Академии художеств Поленов участвует в конкурсе на Большую Золотую медаль, награду, дававшую право на заграничную пенсионерскую командировку, и выигрывает его вместе со своим одногодком И.Е. Репиным. А потом была поездка на Запад, в Европу, знакомство с последними достижениями западных мастеров.

Были задуманы несколько больших картин на исторические темы, из которых только две — «Арест гугенотки» и «Христос и грешница» — были доведены до конца, а другие — «Блудный сын», «Заговор гёзов», «Александрийская школа неоплатоников» — не состоялись, но широта интересов художника не может не удивлять. Пожалуй, не было в последней трети XIX в. и в начале XX в. ни одного значительного художественного явления, к которому Поленов так или иначе не был бы причастен, — Товарищество передвижников, абрамцевский кружок, развитие пленэрной живописи, новое слово в театральных декорациях...

А ведь еще были преподавание в Академии художеств (в числе его учеников — И. Левитан, К. Коровин, А. Головин, И. Остроухов и др.), строительство по собственным проектам дома и мастерской в Поленово и церкви в близлежащем Бёхово, создание музыки к опере «Призраки Эллады» по либретто С. Мамонтова.

Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты, что тоже отвечало исконной программе модерна с его лозунгом «искусство вместо революции».

Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в  [Увеличить] соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и мастерской там же (т.н. Аббатство, 1904), где Поленов-зодчий выступил как предтеча функционализма. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой России, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.

В 1876 году Поленов возвращается в Россию. В 1878 году на XII выставке Товарищества передвижных хозяйственных выставок (ТПХВ) появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира.

"Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной. В котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков. Который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.

Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-1882 годов, выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись  принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.

В 1882-1894 годах Поленов ведет пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его учениками были Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Александр Яковлевич Головин и другие известные впоследствии мастера.

Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.

В 1872 году от Академии художества Василий Дмитриевич Поленов получил пенсионерскую заграничную  [Увеличить] командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников, особенное впечатление (которое он сравнил с «опьянением опиумом») произвели на него романтические полотна А. Бёклина с их «одухотворением» пейзажа и возрождением культа античности.

Затем Поленов переехал в Италию, ознакомился с художественными произведениями в музеях Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые картины мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры.

После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Отличительным качеством новых работ Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его «Бабушкином саде», «Лете» и, конечно же, в «Московском дворике».

Этюд к картине «Московский дворик» художник писал из окон своей московской квартиры на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Этой картиной Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем отработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».

Однако именно эта «картинка» принесла Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.

На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого Поленова, это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик постепенно оживает.

Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться... Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.

В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки. Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей... И над всем этим царит бездонное небо.

Для своей картины Поленов выбирал раннее летнее утро, оттого в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.

На первый взгляд, композиция «Московского дворика» кажется несколько хаотической, но только на первый  [Увеличить] взгляд. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр. Слева - приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо. Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы.

Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно. Весенняя зелень травы передана со всевозможными оттенками, хотя издали может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном. Создается впечатление, что художник сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые.

С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение.

В 1881 г. В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в свое первое путешествие. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет. Наняв барку, поднимаются по Нилу до первого порога, то есть до границы Древнего Египта, останавливаясь в примечательных местах. На обратном пути они на некоторое время задержались в Афинах. И везде Поленов пишет этюды. Необходимо заметить, что само путешествие на Восток было предпринято им с целью сбора материала для картины «Христос и грешница», чтобы как можно точнее передать дух этих мест. И поэтому у Поленова много этюдов, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими ему яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды были показаны на очередной выставке передвижников, они произвели на посетителей самое свежее и сильное впечатление и практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции.

Несколько лет работы — и в 1887 г. он заканчивает картину «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница»). Она представляется на очередной выставке и вызывает много споров. Огромная картина (примерно 6 х 3 м), созданная по притче из Нового Завета, получила самые разнообразные оценки и в чем-то определила отношение к Поленову церкви. Фигура Христа, центральное место которого в картине подчеркнуто всей композицией, была написана совсем не канонически, и многие не восприняли этого нового слова. Сам же Поленов писал, что хотел «создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», и не очень обращал внимания на хулу и похвалу.

 [Увеличить] Проходит больше десяти лет, и художник совершает еще одно путешествие на Восток. Он с товарищами снова в Палестине, и снова этюды — людей, мест, архитектуры. Теперь это наброски для другого замысла. В.Д. Поленов начал работу над целой серией картин «Из жизни Христа», в которой хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, как бы проиллюстрировать Евангелие. Он работает над ней десять лет. Только в 1909 г. 64 картины этого цикла были показаны на выставках в Москве, Петербурге и других городах. Картины произвели сильное впечатление на публику, а Поленов в день открытия выставки писал: «Я в самом бодром и радостном настроении несмотря на легкий грипп. Я никогда не думал, что доживу до такой минуты». Он сам считал этот цикл главным делом своей жизни.

А картины действительно необычные. Выдержанные в реалистической манере, они внутренне очень символичны. Названия картин соответствуют их внутреннему смыслу: «Мечты», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Утром вставши рано», «Исполнялся премудрости»... Самой большой картиной была «Среди учителей», в которой маленький Иисус изображен среди умудренных жизнью старцев внутри храма.

Горячее желание сделать искусство близким, понятным, доступным народу привело к созданию знаменитого "домика над  Окой".

В восьмидесятых годах прошлого столетия, проплывая по Оке на пароходе с одним из своих талантливых учеников Константином Коровиным, Поленов был восхищен окской природой в окрестностях уездного городка Тарусы. Здесь он и выбрал место для будущего музея. Датой основания музеяусадьбы В. Д. Поленова принято считать 2 ноября 1892 года. Под вечер этого теплого и сухого дня Василий Дмитриевич с двумя старшими детьми по тропинке, заваленной палым осенним листом, пришел в только что построенный по его проекту и чертежам бревенчатый дом, пахнущий еловой смолой. И сразу же дом этот гостеприимно распахнул двери для всех желающих посетить его. Первая большая экскурсия учащихся Серпуховского ремесленного училища относится к 1903 году. С тех пор популярность  музея   неуклонно  росла.

Музей и мастерская художника в 1918 году были взяты под охрану государства. Призывая творческую молодежь "стать на работу в учреждениях воспрянувшей  России",  Поленов писал: "Всякое просветительное дело есть теперь самое важное и нужное". В годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной, музей стал средоточием культурной жизни округи. В. Д. Поленов и члены его семьи возглавили работу нескольких театральных самодеятельных коллективов. "Король Лир", "Отелло", "Псковитянка", "Вильгельм Телль" - вот далеко не полный перечень постановок, шедших в то время на сценах соседнего села Страхово и города Тарусы. В те же годы музей начал планомерную работу как культурно-просветительное учреждение. Первым его директором стал Дмитрий Васильевич Поленов - сын художника. На склоне лет отец завещал ему дело музея, которому Дмитрий Васильевич посвятил всю жизнь. Возглавленному впоследствии им коллективу удалось труднейшее: сохранить и бережно пронести через годы и десятилетия самую ценную, характерную и привлекательную черту поленовского  дома - его  полную  мемориальность.

Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927 года.

При жизни Василия Дмитриевича в его доме всегда было много друзей-художников. Поленовская усадьба для  [Увеличить] большинства из них становилась маленькой "натурной академией". И до сих пор в старом парке, в музейных комнатах можно видеть и выдающихся советских живописцев, и художников, только начинающих путь в искусстве. Для некоторых поленовский дом становится  первым  в  жизни  выставочным  залом.

В соседнем селе Страхово В. Д. Поленов выстроил школу, где дочери художника несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими. Научные сотрудники музея продолжают работу в этой школе, проводя занятия по изобразительному   искусству.

По традиции, установленной много лет назад В. Д. Поленовым, каждый Новый год в музее начинается праздничной елкой для учащихся окрестных деревенских школ с обязательным спектаклем самодеятельного театра юных актеров округи. В новогодние дни звенят радостные детские голоса в "доме над Окой".

"Искусство должно давать счастье и радость" - эти слова В. Д. Поленова могут служить эпиграфом к его многогранному творчеству, пронизанному светом высокого гуманизма. Страстную любовь к живописи, музыке, архитектуре, театру, увлечение историей, археологией, античной, классической и новейшей литературой Поленов сочетал с непрерывной просветительской деятельностью. В музее его имени бережно хранятся коллекции, собранные несколькими поколениями семьи Поленовых - просветителей,   ученых,  дипломатов,   художников.

Перелистывая альбомы Поленова, невольно обращаешь внимание на сегодняшнюю географию его произведений: музеи Самары, Ульяновска, Ярославля, Серпухова, Воронежа, Таганрога, Севастополя, Тулы, Нижнего Новгорода, Костромы, Краснодара, Рязани, Томска, Киева, Уфы, Вологды и, конечно, Москвы и Петербурга. В каком-то смысле мечта художника, всю жизнь служившего гуманистическим идеям просвещения и культуры, сбылась. Его работы, говорящие на общепонятном языке красоты и гармонии, доступны многим. И жизнь В.Д. Поленова, во многом первопроходца и человека, связавшего в своем творчестве Восток и Запад, получила достойное завершение.

По материалам сайтов: www.tula-oblast.ru, www.peoples.ru, www.zone-x.ru, www.staratel.com, www.newacropolis.ru

Назад