В усадьбе Николай Петрович Шереметев решил воплотить свою давнишнюю мечту об устройстве в Москве театрально-дворцового комплекса. Прекрасно образованный молодой граф всерьез увлекался крепостным театром. Он лично создал в 1777 году небольшую труппу крепостных актеров.
Грандиозная перестройка усадьбы началась в 1792 году. Останкинский дворец – жемчужину владения – проектировали такие великие зодчие, как Франческо Кампорези, Винченцо Бренн, Джакомо Кваренги, Иван Егорович Старов и крепостной Павел Иванович Аргунов.
Между тем, Николай Петрович принимал и сам активное участие в проектировании: всем приглашенным зодчим он в общих чертах объяснял желаемые усовершенствования, поторапливал их с исполнением задания и далее требовал точного воплощения проекта от крепостных мастеровых. Шереметев добивался совершенства дворца и его сцены, поэтому строительство завершилось только в 1798 году! Ко всему прочему, работы велись за глухой и высоченной оградой, дабы никто не мог увидеть задуманное.
Останкинский дворец отстроен из дерева, а уже поверх него нанесена штукатурка, обработанная «под камень». Особое восхищение у публики вызывала театральная сцена, ставшая своеобразным трансформером, за считанное время превращавшегося в своеобразный «воксал» (так в старину называли помещения для гуляний с танцами и проведения маскарадов). Будто ниоткуда в зрительном зале, по обе его стороны, появлялись колоннады и все было готово для проведения бала.
Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу – дереву, из которого оба здания и были выстроены. Убранство дворца поражало всех посетителей!
Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся летом 1795 года. Это была лирическая драма «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Партию главной героини исполнила прима Шереметевского крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова.
Сын Петра Шереметева Николай впервые увидел Прасковью в 1773 году, когда вернулся из-за границы в Кусково и начал управлять театром. В 1769-1773 годах он слушал лекции в в Голландии, учился игре на виолончели в Париже, побывал в Англии.
Наследник графа был впечатлен талантом и образованностью юной крестьянки: она владела лирико-драматическим сопрано, освоила клавесин и арфу, а также выучила итальянский и французский языки. «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», — так Шереметев описал первую встречу с Жемчуговой.
В 1785 году роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки» сделала Прасковью настоящей звездой. Слухи о спектакле дошли до Екатерины II, и 30 июня 1787 года она посмотрела постановку в только что открытом здании театра в Кусково.«Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актеров, особенно исполнительницы главной партии П. И. Жемчуговой, которую и наградила алмазным перстнем», так писали очевидцы.
В возрасте 19 лет девушка стала фавориткой Николая Петровича, который в нее по-настоящему влюбился. Благодаря воспитанию и образованию Прасковья обладала утонченными манерами и совсем не была похожа на крепостную.
Получив звание обер-гофмаршала в 1797 году, Шереметев был вынужден переехать в Санкт-Петербург. Он взял с собой лучших актеров, включая Жемчугову. Через год Николай Петрович дал возлюбленной вольную, а 6 ноября 1801 года женился на ней.
В сыром климате у женщины обострился туберкулез и ослаб голос — сцену пришлось оставить. 3 февраля 1803 года у пары родился сын Дмитрий, а через три недели Прасковья умерла. Император Александр I признал брак Шереметева и Жемчуговой за три дня до смерти актрисы.
В 1803-м Шереметев, после смерти любимой жены распустил театральную труппу. В январе 1809 года граф Николай Петрович Шереметев скончался.
В 1812-м усадьба Останкино была разграблена солдатами Наполеона под командованием французского маршала Мишеля Нея, чья ставка тогда находилась неподалеку от дворца.
Усадьба была восстановлена наследниками графа.
В 1856-м во владении некоторое время пребывал император Александр II, прибывший в Первопрестольную по случаю своей коронации.
В советское время усадьбу Останкино национализировали и открыли здесь экспозицию, которую в 1938-м переформатировали в «Музей творчества крепостных». В 1992-м владению вернули историческое имя.
В сентябре 2025 года после грандиозной реконструкции открыли для посетителей Египетский павильон усадьбы Останкино. Реконструкция тщательная и скрупулезная шла 12 лет.
Основное здание, Итальянский павильон усадьбы Останкино запланировано открыть в 2028 году.
Открытые источники интернета.
