Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке
Клуб женщин младшего пенсионного возраста плюс...
woman55plus.ru

Алиса Георгиевна Коонен

КУЛЬТУРА И ИССКУСТВО. БАЛЕТ, ТЕАТР, КИНО, АРТИСТЫ, АКТЕРЫ 

 

На московском театральном небосводе 1920-1940-х годов звезда Алисы Георгиевны Коонен была одной из самых ярких. Одновременно с Коонен в ту пору на подмостках столицы выступали многие талантливые актрисы - Мария Бабанова, Вера Пашенная, Алла Тарасова, Вера Марецкая... Все они были тогда в расцвете дарований и зените славы, однако даже на фоне их шумных успехов Алиса Коонен  оставалась уникальной, ни с кем не сопоставимой, несравненной.

Коонен Алиса Георгиевна, народная артистка РСФСР (1935 г.), родилась 17 (5)октября 1889 года в Москве, в небогатой семье судебного поверенного, бельгийского происхождения. В детстве выступала в спектаклях домашнего театра, участвовала во всевозможных маскарадах и карнавалах, мечтала стать актрисой. 

В 1904 году поступила в школу МХТ. Была одной из самых любимых учениц  К.С Станиславского. Окончила школу Московского Художественного театра  и играла в его труппе в 1905-1913 годах. Первой большой ролью стала роль Митиль из сказки М. Метерлинка «Синяя птица», поставленной  К.С. Станиславским в 1908 году.

В школе МХТ Коонен прошла не только суровые уроки дисциплины и жесткой спаянности ансамбля, но и обрела повышенное чувство художественной правды, верность четкой внутренней линии роли.

Огромное впечатление произвело на молодую Коонен искусство танцовщицы Асейдоры Дункан, гастролировавшей в России. Раскрепощенная пластика свободного античного танца были взяты Коонен на вооружение, что нашло отражение в ее лучших ролях периода работы в МХТ: Анитре (Пер Гюнт Г.Ибсенаи Маше (Живой труп Л.Н Толстого). Театральный критик того времени писал: «Восхитительна Анитра г-жи Коонен, ее танцы, ее дикая грация и наивная греховность - все это красиво, верно».

Ее талант искал своего, понимающего ее постановщика «в режиссуре которого нашли бы конкретное выражение мои смутные мечты об искусстве больших страстей, искусстве больших обобщений». Так Коонен в 1913 стала актрисой Свободного театра К.Марджанова и в первых спектаклях находит режиссера-единомышленника А.Я.Таирова.

Вся жизнь актрисы связана с Камерным театром и Александром Таировым, создателем и руководителем Камерного театра. И что интересно: не он выбрал её, а она его. Знавшие Коонен утверждали, что противится её воле было трудно, почти невозможно. Она излучала волю - качество очень необходимое для трагической актрисы. 

«Вернувшись из экспедиции, я начал ставить "Дикарку" с артисткой Камерного театра Алисой Коонен. Каждый раз вместе с ней на съемку приезжал постановщик знаменитой пантомимы "Покрывало Пьеретты" режиссер Александр Таиров. Удивительная пара, вошедшая впоследствии в историю нашего театрального искусства.

Трудно было найти в Москве более даровитую артистку, в то же время отличавшуюся столь виртуозной техникой в самых разнообразных ролях. Коонен удивительно относилась к делу. Загримированная, одетая, без опоздания приезжала она на съемку и, сказав на прощанье несколько слов Таирову, начинала свой тренинг. Он состоял в беге по круговой аллее садика. Лицо у нее светлело, глаза загорались, дыханье становилось частым, ноздри нервно вздрагивали, и она радостно буйно встряхивала головой.

Не надо было кричать "Приготовились!". Она была всегда готова, всегда собрана, как Вера Федоровна [Комиссаржевская]. Может ли быть лучшее сравнение для артистки! Алиса Коонен - "дикарка" - мчится, прыгая через изгородь. Мудрая, талантливая артистка. Приветствую ее и благодарю.»
ГАРДИН В. Воспоминания. Т. 1. 1912-1921 гг. М., 1949 г.

Камерный театр был одним из центров русской режиссуры ХХ века. "Созидательная платформа" Александра Таирова, открывшего его в 1914 г., состояла в том, чтобы через "сценический синтез" идти к "современному театру".

У создателей нового театра была своя программа, она заключалась в «отречении» от всех существовавших тогда направлений. Режиссер со своими актерами единомышленниками предлагал создать свой «раскрепощенный театр», пластичный, действенный, эмоциональный, говорящий своим сугубо театральным языком. Таиров словно отмел всю историю театра, устанавливая новые отношения с литературой, музыкой, пространством, живописью. А главное воспитывал нового актера, виртуозно владеющего своим телом, голосом, эмоцией, способного быть танцором, певцом, акробатом, драматическим артистом. Способного абсолютно свободно чувствовать себя в двух основных жанрах Камерного театра - трагедии и буффонаде.

В течение тридцати пяти лет рядом с режиссером была его жена, одна из лучших актрис русского театра Алиса Коонен. Здесь были созданы спектакли-шедевры: "Саломея" (1917), "Федра" (1922), "Мадам Бовари" (1940). Для советской власти Камерный театр оказался идеологически и эстетически чуждым - символистским, декадентским, далеким от жизни. 20 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКПб, практически запрещающее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские «безконфликтные» пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противопоказан таировскому методу. И снова началась борьба, приведшая в 1949 году к закрытию Камерного. Неприязнь выразилась традиционным способом: в 1949 г. Таиров был "освобожден от должности художественного руководителя". На этом закончилась история жизни Камерного театра и самого Таирова.

Подходил к концу 1950 год. Камерного театра уже год как не было, а в сентябре умер в психиатрической клинике его главный режиссер Александр Таиров.

45 лет назад они с женой, Алисой Коонен нашли здание для театра - особняк Вырубовой на Тверском бульваре, рядом с храмом Иоанна Богослова. Алиса Коонен вспоминала: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем „что-то есть“» Театр был яркий, постановки полны красок, музыки, балета, актеры репетировали до изнеможения, добиваясь пластичности, драматизма. И конечно, звездой театра была Алиса Коонен - жена режиссера, его вдохновительница, советчица, единомышленница. Она была не просто трагической актрисой, она видела мир, как театр, нельзя было понять играет она, или просто живет. Нельзя было отделить актрису от женщины. «Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха. О, как я любила театр... Искусство! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний...» - это были слова Ариадны Лекувер из одноименного спектакля Камерного театра.

«Театр вошел в мою жизнь с самых ранних лет, мне кажется, с той самой поры, когда я научилась ходить и разговаривать. И вся моя жизнь по сей день тесно связана с театром. Мне всегда трудно было определить границы, где кончаются театр и где начинается моя собственная жизнь - так тесно они были спаяны. Театр врезывался в жизнь, а жизнь в свою очередь входила в театр, питая его живым огнем.
Жизнь художника, его творчество неразрывно связаны со временем, в которое он живет, с людьми, с которыми он общается, с явлениями и событиями, происходящими вокруг него.

Путь каждого художника, отдающего искусству всего себя, всю свою жизнь, вероятно, редко бывает безоблачным. Не был он безоблачен и у меня. Но, не смотря на это, я считаю себя очень счастливой. С самых ранних лет своей сценической жизни я работала с выдающимися мастерами русской и советской режиссуры. Моим воспитателем был К. С. Станиславский. Когда я уже поступила в школу Художественного театра, он дал обещание моей матери отечески заботиться обо мне и трогательно это обещание выполнял. В Художественном театре мне довелось работать и с Вл. И. Немировичем-Данченко, который был не только прекрасным режиссером, но и выдающимся педагогом. Там же работала я с К. А. Марджановым. И, наконец, там же выпало мне большое счастье встретиться с Александром Яковлевичем Таировым, в режиссуре которого нашли конкретное выражение мои смутные мечты об искусстве больших страстей, искусстве больших обобщений.
Станиславский был моим воспитателем в искусстве, Таиров - учителем, раскрывшим передо мной целый мир.» КООНЕН А. Страницы жизни. М., 1975

Революционную пьесу о комиссаре военно-морского флота «Оптимистическая трагедия» В.Вишневский написал, имея в виду эстетику Камерного театра и его главную актрису. Название пьесы Оптимистическая трагедия окончательно придумала Коонен. Автор одобрил, согласившись с социальным оптимизмом произведения. Для Коонен и Таирова оптимизм имел и другой смысл. Какие бы трагические коллизии ни сотрясали стены их театра, сколько бы ни лилось крови на его сцене, главным была всепобеждающая сила искусства.

Масштаб образа Комиссара могла передать только Коонен, прошедшая большую школу трагедии. Ей предстояло проникнуться не только внутренней убежденностью, но и революционной страстностью образа. Суровые обобщенные, мужественные краски революционной трагедии автора были созвучны всему строю актрисы.

Завершающим этапом творчества Коонен в стенах родного театра стали две роли из русского классического репертуара, в спектаклях, поставленных в 1944: Нина Заречная в Чайке А.П.Чехова и Кручинина в Без вины виноватые А.Н.Островского. Роли объединялись единой темой, не только несчастливой, трагичной, сломанной любви, но, главным образом темой высокого служения искусству театра, освещенного большой верой в человека.

С момента закрытия театра, Коонен выступала с концертами, исполняла отрывки и композиции из прежнего репертуара, а также новые поэтические циклы на стихи Блока, Пушкина, Тургенева.

Союз Коонен и Таирова был долгим и счастливым. Он длился до тех пор пока не ликвидировали Камерный театр. Таиров не выдержал потери и вскоре умер. Последние годы актрисы были одинокими и трудными. Она выспупала с концертами, исполняла отрывки и композиции из прежнего репертуара, а также новые поэтические циклы на стихи Блока, Пушкина, Тургенева, написала книгу "Страницы жизни".

А.Г. Коонен ушла из жизни 20 августа 1974 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Театральные работы: * Митиль («Синяя птица» Метерлинка),
* Маша («Живой труп» Л.Н. Толстого),
* Анитра («Пер Гюнт» Ибсена).
* Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского);
* Адриенна Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» Скриба и Легуве);
* Эбби, Элла («Любовь под вязами», «Негр» О 'Нила);
* Эллен («Машиналь» Тредуэлл);
* Катерина («Гроза» Островского);
* Эмма Бовари («Мадам Бовари», инсценировка Коонен романа Г. Флобера);
* Кручинина («Без вины виноватые» Островского).

Призы и награды: Орден Трудового Красного Знамени, Медали.

Коллектив Театра им. Пушкина принял решение вернуть имя Камерного театра, создать музей и установить мемориальную доску на фасаде в память Александра Таирова и Алисы Коонен.

Использованы материалы: http://www.teatrpushkin.ru, http://www.russiancinema.ru, http://www.krugosvet.ru.

woman55plus.ru © 2007—2024

В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах